За два года Rocksteady Studios сумела превзойти саму себя. Продолжение Arkham Asylum оказалось наголову выше предшественницы во всех смыслах - оно больше, глубже, разнообразней и интересней. А еще здесь есть Женщина-Кошка!

Два года на разработку отличной игры - это не так уж и много. С тех пор как Бэтмен навел порядок в лечебнице Аркхем, мы с затаенным дыханием ждали продолжения истории. И вот Arkham City выходит в октябре... только на консолях! Месяц ожидания, прописанный докторами-разработчиками «для профилактики пиратства на РС», растянулся на целую вечность. Зато у нас появился шанс оценить Arkham Asylum с трезвой головой, когда «взахлебочные» восторги «приставочников» стихли. И знаете, что мы выяснили? Если кратко - продолжение дилогии оказалось первоклассным. Действительно таким, как о нем говорят уже больше месяца. Да уж, битва за звание «игры года» обещает быть жаркой...

Весь цвет преступного мира

Но не будем распыляться на отвлеченные темы. Ведь над Готэмом хищной тенью навис Arkham City - целый район загнивающего мегаполиса, превращенный в резервацию для уголовников. Впрочем, это лишь гротескная пародия на настоящую тюрьму, потому что порядка за прочными стенами не больше, чем в голове сумасшедшего. Отъявленные бандиты в темных грязных переулках «прессуют» политзаключенных, а колоритные злодеи вынашивают свои коварные планы и делят территорию. Добавьте к этому таинственный «Протокол 10» - неизвестный проект начальника Arkham City Хьюго Стрейнджа, и поймете, почему человек в маске летучей мыши собрался навести туг порядок.

Выяснение планов Стрейнджа дополняется еще одной, не менее важной линией - Джокер серьезно болен, практически при смерти. Разумеется, хитрый негодяй даже такое сомнительное положение обернет себе на пользу, по дороге успев изрядно поиздеваться над Бэтменом. Следить за перипетиями происходящего невероятно интересно сразу по нескольким причинам. Диалоги озвучены потрясающе, что в сочетании с отличной анимацией создает ощущение просмотра фильма о Бэтмене. Ярчайший пример - конечно же, Джокер, ухмылки и экспрессивная мимика которого подкрепляется первоклассной игрой Марка Хэмилла. Пожалуй, это как раз тот случай, когда оригинальная озвучка должна дополняться лишь переводом субтитров - ни один локализатор не смог бы повторить столь блестящую работу, не испортив нам впечатления.

Продвижение по сюжетной линии интересно еще и потому, что в ходе расследования величайший детектив в мире встретит множество старых знакомых. Двуликий, Пингвин, Мистер Фриз-лишь немногие из них. Кого-то Бэтмен бесхитростно поколотит, другие составят серьезную проблему, а с некоторыми даже придется объединиться. Не будем портить вам впечатление, пересказывая сценарные повороты, - все это лучше испытать на собственном опыте. Скажем лишь, что Arkham City буквально начинен яркими персонажами, которыми вселенная Боба Кейна обзавелась за многие десятки лет своего существования. Каждый из них вполне заслуживает отдельной игры, поэтому обидно, что многим уделено не так много внимания, как хотелось бы. Впрочем, некоторая поверхностность - единственное, в чем можно упрекнуть Arkham City по этой части.

Город криминальных гениев

К счастью, разработчики не тянут нас вперед по сюжету. Всегда есть возможность остановиться и отвлечься, занявшись исследованием тюрьмы для суперзлодеев. Rocksteady учла ошибки Arkham Asylum, сделав мир максимально открытым и лишенным коридоров-переходов между локациями.

В нашем распоряжении - полноценная «песочница» со всеми полагающимися атрибутами. Конечно, по размерам территория Аркхем Сити легко поместится в карман тому же Стилпорту из Saints Row: The Third. Однако небольшие размеры компенсируются маниакальной проработкой деталей - удивительно, но, оказывается, одна грязная подворотня может быть непохожа на другую. А воспарив над обветшалыми зданиями, можно насладиться потрясающей панорамой гигантской тюрьмы с ее яркими огнями мертвых баров и свинцово-серой водой пролива. Визуальный стиль 'Arkham City - один из самых потрясающих из того, что мы видели в играх этого года. Когда порывистый ветер пытается сорвать плащ со стоящего на крыше Бэтмена, а редкие снежинки падают ему под ноги - в этот мир очень легко поверить.

Со временем к мрачному великолепию «тринадцатого района от Готэм-сити» привыкаешь и воспринимаешь его как должное. При этом счетчик игрового прогресса показывает около 40% - примерно столько отведено под основной сюжет. Разобравшись с «Протоколом 10» и раскрыв планы Джокера, вы с удивлением обнаружите, что это только начало. Ведь Arkham City может предложить еще очень многое.

Изорванный плащ все еще держит Бэтмена в воздухе, а значит, уходить отсюда пока рано. Передвигаясь по городу (можно делать это пешком, но гораздо веселее и быстрее скакать по крышам при помощи крюка), вы столкнетесь с уймой второстепенных заданий. Каждое реализовано по-своему, однако все они поощряют исследование города. Самые простые, вроде защиты притесняемых «политических» от уголовников, выполняются за шесть секунд. Однако многие представляют собой целые цепочки заданий, в ходе которых нам нужно участвовать в мини-играх, сканировать место преступления на предметулик или решать головоломки.

Да, Загадочник с триумфом возвращается! Наш старый знакомый и один из главных противников Бэтмена пришел в Arkham City во всеоружии. Между нами и Эдвардом Э. Нигмой стоит четыреста трофеев, разбросанных по городу. Некоторые получить очень легко, однако таких меньшинство. Чтобы собрать их все, придется задействовать обширный арсенал доступных гаджетов и разгадать сотни пазлов - как довольно простых, так и заставляющих хорошенько задуматься. Впрочем, логика есть всегда, и разработчики стараются подсказать нам направление мышления. Одни задания заставляют действовать быстро, другие требуют активировать несколько пластин, не касаясь земли в промежутках между нажатиями, третьи невозможно выполнить без конкретного устройства... Разнообразие в способах получения трофеев огромно, так что их коллекционирование само по себе легко утянет вас в игру на несколько десятков часов.

Костоломных дел мастер

Кроме того, в этом неблагополучном районе есть тысячи проблем, решить которые можно только кулаками. На редкость удачная боевая система из Arkham Asylum перешла в сиквел, по пути разросшись вширь и став еще зрелищней. Как и прежде, за избиение подручных суперзлодеев отвечают две кнопки - удар и блок, а также вынесенные на отдельные клавиши спецприемы. Ключевым моментом является стабильный темп и плавность действий. При соблюдении этих условий Бэтмен играючи расправится хоть с тремя, хоть с тридцатью противниками. Правда, сами зэки нисколько не облегчают эту задачу. Они наваливаются скопом, размахивают ножами и бейсбольными битами, прячутся за щитами и швыряются ящиками. К счастью, новые приемы позволяют наказать их за столь хамское поведение. Обычная свалка в Arkham City выглядит примерно так. Бэтмен перехватывает брошенный в него огнетушитель и отправляет его в гущу громил. Реквизит взрывается, покрывая поле битвы густой пеленой. Наш герой скачет от одного оглушенного бандита к другому, раздавая пинки и выбрасывая бэтаранги. Один из тех, кого не задело взрывом, подкрадывается сзади, потрясая спецназовским щитом. Большая ошибка - прыжок и удар сверху лишают его вкуса кжизни и пары целых костей. Когда дым рассеивается, на ногах остается только суровый супергерой. Ну и парочка несчастных, которым суждено стать беззащитными манекенами для отработки новых приемов.

Как и в случае с первой частью, ESRB наградила Arkham City рейтингом «от 13 лет». Пусть это не обманывает вас - Бэтмен хоть и оставляет всех злодеев в живых, но делает это без малейшей жалости. Он ломает запястья, сочно хрустит локтями негодяев и сокрушительными ударами заставляет их колени сгибаться в обратную сторону. Тут еще можно поспорить, так ли уж хороша жизнь после такой переделки... Впрочем, оценка PEGI «от 16 лет» гораздо ближе к реальности. Все вышеописанные приемчики сопровождаются сочными звуками, а диалоги, хоть и начисто лишены нецензурщины, задают отменный мрачный тон происходящему. Отдельное уважение сценаристам Rocksteady, сумевшим добиться этого, не скатываясь к словам и приемам ниже пояса. Те, кто хоть раз задавался целью пройти игру-песочницу на 100%, знают, насколько это трудно, долго, а подчас и просто нудно. На памяти автора Arkham City - первая игра, которая максимально облегчает эту задачу, оставаясь интересной и увлекательной от начала и до конца. Информаторы Загадочника отметят расположение трофеев на карте - но никто не подскажет вам, как их заполучить. Стрелка покажет направление ктелефону, на который звонит маньяк Зсасз, но прокладывать маршрут к следующему автомату наперегонки с таймером придется самостоятельно. Тем более приятно, когда очередной зеленый вопросительный знак оказывается в руках, открывая доступ к новой карте-испытанию, статуэтке персонажа или просто стильному концепт-арту. С большой долей вероятности можно предположить, что даже те из уважаемых читателей, которые никогда не остаются в игре после прохождения основного сюжета, надолго пропадут в темных закоулках Arkham City. Пожалуй, в этом и состоит главная заслуга сиквела - он приумножает и развивает все то, за что мы любили оригинальную игру. И делает это по-супергеройски, не допустив ни единой оплошности.