Практически при любой деятельности за персональным компьютером мы имеем дело с выводом изображения на монитор, причем цветного изображения. Современные мониторы могут отображать более 16 миллионов оттенков, что гарантирует нам полноцветное изображение, хотя на самом деле цветов (в чистом виде) имеется всего три - красный (Red), зеленый (Green) и синий (Blue). И даже если вы видите на экране монитора множество различных других цветовых оттенков - это всего лишь результат смешивания вышеназванных основных цветов. Технология получения полноцветного изображения получила наименование RGB по первым буквам английского написания цветов. Все мониторы, телевизоры, камеры и т.д. - все это является RGB-устройствами.

Однако в жизни намного больше изображений мы видим не на экранах монитора, а созданными при помощи красок на бумаге, холстах, стенах и т.д. В данном случае RGB-модель для описания используемых цветов в принципе, не подходит, ведь все вышеназванные поверхности в большинстве случаев (а бумага в первую очередь) считаются поверхностями отражающими свет, и поэтому для описания цветовой модели для создания изображений в полиграфии при цветной печати учитывается, какое количество света отразилось, а не поглотилось. Отсюда цветовая модель, описывающая цвет на печатных материалах, получила название суб-трактивной, т.е. «вычитаемой», а если из белого цвета вычесть три основных цвета - RGB, то останется тройка дополнительных цветов - голубой (Cyan), пурпурный (Magenta) и желтый (Yellow).

Как не сложно догадаться по приводимой выше аналогии появления названия цветовой модели по первым буквам названия цветов, суб-трактивная цветовая модель, используемая в полиграфии, получила название CMYK (что касается последней «буквы», которая характеризует черный цвет, поговорим немного ниже). Сами полиграфисты называют данную цветовую модель триадной, а краски, кото-рые^оздают изображение на бумаге, - триадными красками.

В настоящее время имеется несколько стандартизированных процессов печати на офсетной бумаге при помощи триадных красок - это европейский, американский и японский стандарты CMYK. Но из-за многообразия видов типографской бумаги, использования оборудования с различными характеристиками некоторые полиграфисты создают сами свои собственные цветовые модели CMYK.

Но вернемся к четвертой букве вышеназванной аббревиатуры - букве «К», которая говорит о том, что в печати используется четыре цвета красок. Буква «К» - это краска черного цвета. Но зачем она нужна, когда в принципе черный цвет можно получить смешиванием красок трех основных цветов? К сожалению, это не так или вернее не совсем так, потому что при смешивании триадных красок на практике получается грязно-коричневый или грязно-серый цвет, а не чистый и насыщенный черный цвет с той глубиной, которую он придает изображению и которая так важна при печати графики. Без чернил черного цвета просто невозможно получить четкое и контрастное изображение.

Но и это еще не все беды при отсутствии настоящей черной краски. Вы, наверное, уже знаете, что изображение состоит из мельчайших точек разных цветов, которые при просмотре рисунка на расстоянии сливаются и таким образом создают полноцветную картину. Так вот, каждый из основных цветов в полиграфии наносится по отдельности, и всегда имеется риск несостыковки местоположения нужных точек. В таком случае вы можете наблюдать на иллюстрациях несколько искаженные цвета. Даже минимальные несовпадения на таких изображениях не так бросаются в глаза,как в случае, если на странице имеются маленькие черные детали или, например, текст. В последнем случае непопадание цвета бывает очень сильно заметно.

Не менее важным является и тот аргумент, что черная краска намного дешевле множества цветных красок, ведь ее основной компонент - это сажа. В результате точка, нанесенная черной краской, дешевле точки, созданной при помощи трех цветных красок.

И наконец, последний аргумент в пользу применения черных чернил, который особенно может волновать владельцев домашних полиграфических устройств - струйных принтеров, это то, что при смешивании в одной точке трех цветных красок происходит значительное переувлажнение бумаги, что приводит к ее деформации и увеличивает время сушки отпечатка.

Так что, как видите из всего вышесказанного, печать на бумаге имеет свои особенности в отличие от изображения, выводимого на экран монитора, и поэтому использование в ней свой цветовой модели - субтрактивной модели CMYK - является оправданным. Но в то же время при работе с изображениями в графических редакторах и подготовке их к выводу на печать надо иметь в виду, что у модели CMYK имеются и некоторые недостатки (вернее ограничения) по сравнению с цветовой моделью RGB, основным из которых является значительно меньший цветовой охват. При помощи чернил невозможно передать на бумаге всю цветовую гамму и воспроизвести все многообразие цветов, которое мы видим на экране монитора. Зачастую изображение просто теряет свои яркость, сочность и становится более тусклым.

Числовые параметры, характеризующие цветовую модель CMYK, обычно выглядят следующим образом - C90M77Y26K10, где после каждого цвета проставлено процентное значение количества краски соответствующего цвета. То есть в данном примере при создании цвета было использовано 90% голубой краски, 77% пурпурной краски, 26% желтой и 10% черной краски. Тем не менее даже такое точное описание цвета краски не может гарантировать точного соответствия результата образцу. Ведь в реальной ситуации на результирующем отпечатке может сказаться множество других различных факторов, которые также влияют на формирование цвета: это и качество бумаги, и состояние печатающего устройства (принтера или печатной машины), влажность помещения, условия просмотра и т.д. и т.п.

А теперь разберем обещанное еще в начале статьи значение буквы «К» в аббревиатуре CMYK, которая соответствует черному цвету краски. На этот счет имеется множество различных точек зрения, достаточно лишь даже заглянуть в Википедию, чтобы познакомиться с некоторыми из них. Так, например, одна из версий утверждает, что «К» - это последняя буква английского слова black - черный. Профессиональные цвето-корректоры, как правило, работают с десятиканальной цветовой гаммой - RGBCMYKLab. В такой ситуации, если бы по традиции при обозначении цвета была бы использована первая буква (черный - black - В), то могла бы произойти путаница с blue (синим) из цветовой модели RGB, а это потребовало постоянных дополнительных уточнений, с каким каналом именно следовало бы производить манипулирование. Поэтому в данном случае и была использована не первая, а последняя буква - «К».

По другой версии, «К» - это первая буква английского слова Key, т.е. ключевой, основной цвет, каким, по сути, и является черный цвет в полиграфии.

Третий вариант утверждает, что буква «К» взята из слов key plate, которым в англоязычных странах соответствует значение «печатная форма для черной краски».

Следующий вариант, почему была взята именно буква «К» для обозначения черной краски, отсылает нас уже к немецкому языку, а именно к слову Kontur. В технологии печати черный цвет по существу именно «оконтуривает» изображение. Но, кроме того, словом «контур» (и как вариант - «контурная») старые печатники называли соответствующую черному цвету пленку.

Есть и еще один вариант - буква «К» могла взяться из слова Kobalt, что означает «темно-серый».

Главное, что из всего вышесказанного вы должны понять, это то, что для вывода изображения на экран (монитора, телевизора и т.д.) и при печати на бумаге используются разные цветовые модели. В первом случае это RGB, а во втором - это обычно CMYK. А также должны запомнить, что не все цвета модели CMYK могут быть представлены в модели RGB и, само собой разумеется, наоборот, хотя в количественном отношении цветовой диапазон CMYK и несколько меньше цветового диапазона RGB.