У многих из нас когда-либо возникало желание сфотографироваться с любимым музыкантом, актером или ложе самим президентом, но не у всех есть такая возможность. Сочетание некоторых приемов и методов работы в редакторе Adobe Photoshop поможет осуществить такое желание. С помощью фотомонтажа можно буквально творить чудеса! Начать лучше с обычных коллажей из двух-трех изображений, а к более сложным задачам переходить постепенно.

В пиратской бухте

Как самый простой вариант рассмотрим случай, когда вы захотели увидеть себя в другом образе, например, коварного и ужасного пирата. Для начала найдем фотографию, которую будем использовать в качестве основы для нашей работы. Это может быть кадр из фильма «Пираты Карибского моря» (фото 1). Подберите фотографию, из которой можно взять ваше лицо (фото 2).

На этом фрагменте есть вертикальная полоска, травинка на первом плане, которая не попала в фокус. Но лицо она не затрагивает, поэтому мешать нам не будет.

Открываем оба файла в фотошопе. Но для начала немного информации о работе с маской слоя.

С помощью масок слоя можно создавать коллажи, делать фотомонтаж, то есть состыковывать фрагменты

изображения, расположенные на разных слоях. Главное преимущество маски слоя в том, что само изображение не меняется, можно всегда вернуться к первоначальному варианту. Метод заключается в том, что мы указываем те участки изображения, которые должны быть видимыми, а остальные «маскируем». Маска слоя позволяет делать некоторые области полупрозрачными. Это очень важный момент для монтажа, поскольку границы фрагментов с мягкими переходами смотрятся более естественно и реалистично. Рисование черным цветом в маске слоя делает изображение прозрачным, а белым - непрозрачным. Предпочтительнее рисовать кистью с мягкими краями, особенно на сложных участках.

Метод монтажа с помощью маски слоя не единственный. Можно просто выделить и вырезать нужный фрагмент изображения или воспользоваться средством Extract. Но в случае неудачи вернуться к первоначальному варианту не получится, пиксели будут утеряны безвозвратно и работу придется начинать заново. Гораздо удобнее работать с маской слоя.

Итак, перетаскиваем портретное изображение на фон и оцениваем, насколько пропорционально лицо исходному изображению. Размеры слоя с портретом следует подкорректировать с помощью инструмента Transform (Трансформация). Комбинация клавиш Ctrl+T позволяет сделать это быстро, чтобы уменьшить размеры слоя пропорционально, следует зажать Shift.

Чтобы лучше состыковать лицо, рекомендую на исходном изображении с помощью горизонтальных направляющих указать линию бровей и край подбородка. Одной вертикальной направляющей обозначить центр лицевого плана. А затем по этим линиям подкорректировать размеры слоя с портретом и его положение (фото 3).

Слой с портретом мы правильно позиционировали, теперь можно приступать к работе с маской слоя. На этой стадии рекомендую увеличить масштаб для более удобной работы с мелкими деталями. Добавляем маску слоя - выбираем Layer/ Layer Mask / Hide all (Слой/ Маска слоя/ Замаскировать все). Сейчас слой с портретом не отображается, а в палитре слоев появился прямоугольник черного цвета (screen 1).

В качестве основного цвета выбираем белый и начинаем «рисовать лицо» кистью с мягкими краями. Белым цветом мы указываем непрозрачные области слоя.

Если вы случайно сотрете лишнее, следует поменять основной цвет на черный и кистью вернуть непрозрачность утерянной части изображения.

На фото 4 видно, что было выбрано правильное положение слоя. Глаза и нос расположены так же, как и на исходной фотографии. После доработки лица возвращаемся к слою с фоном.

Пират получился очень даже жизнерадостный и совсем не злой. В фоновом слое пришлось убрать бороду с помощью инструмента Clone Stamp Tool (Клонирующий штамп) и немного подрисовать овал лица. Это можно сделать в фоновом слое или поместить новый слой над портретом и немного пройтись темно-коричневым цветом по контуру лица, при этом должна быть выбрана кисть небольшого диаметра с мягкими краями.

Лицо хорошо вписалось по тону и цвету в исходное изображение и дополнительные корректировки не потребовались (фото 5).

Это самый простой вариант фотомонтажа. Если вы захотите вставить в фотографию фигуру, с маской придется повозиться, потому как маскируемая область будет более сложной формы.

Под Эйфелевой башней

Вариант монтажа фигуры с фоном на самом деле не намного сложнее случая, рассмотренного выше. Для примера возьмем фотографию основания Эйфелевой башни и фигуру девушки (фото 6 и 7).

Изображения близки по тону друг к другу, что значительно облегчает задачу. Фон на фотографии с фигурой следует обрезать с помощью инструмента Crop Tool (Кадрирование). Переносим изображение девушки на фон и уменьшаем. Всегда помните о пропорциях, когда компонуете фигуру. Сравнивайте высоту фигуры с людьми, которые есть на фотографии, и окружающими предметами, деревьями и т.п. Иначе у вас может получиться карлик или игрок баскетбольной команды (фото 8).

Добавляем к слою с фигурой маску, заходим в Layer (Слой), выбираем Mask/ Reveal All (Маска/Показать все). В палитре слоев рядом со значком слоя появился белый прямоугольник, а изображение не изменилось. В предыдущем случае мы сразу замаскировали весь слой, но в работе с фигурой такой вариант неудобен. В маске черным цветом мы будем убирать фон вокруг фигуры вручную. Выбираем кисть, опять же с мягкими краями, и аккуратно закрашиваем фон вокруг фигуры. Можно выделять фон частями инструментом Lasso Tool (Лассо), а с помощью комбинации клавиш Alt+Backspace заливать выделенный участок основным цветом. Предварительно для инструмента Лассо следует задать значение Feather (Растушевка) в 1 пиксель. Если вокруг фигуры все еще остается фон, не снимайте выделение, еще раз нажмите Alt+Backspace. В результате прозрачная область в маске увеличится на 1 пиксель.

Не забудьте нарисовать падающую тень от фигуры в новом слое и растушевать ее.

Работа с многослойными коллажами основывается на том же методе, отличие в том, что слои приходится подгонять друг к другу по цвету и тону в зависимости от поставленной задачи. В любом случае начинать следует с простых примеров и постепенно переходить к более сложным.