Восстановление пересвеченных фотографий дело непростое. Белому пятну сложно вернуть исходный цвет и полутона, но не стоит отчаиваться. Есть несколько способов восстановить такие фотографии, их мы сегодня рассмотрим подробнее. Безусловно, формат RAW дает больше возможностей для исправления подобных дефектов, но не все фотокамеры позволяют снимать в RAW. Сегодня мы рассмотрим методы обработки фотографий в формате JPEG.

Пересветы бывают разной степени сложности и разного размера. Большие, как правило, исправлять сложнее.

С черно-белым фото работать проще. В данном случае не требуется восстанавливать исходный цвет, нас интересуют полутона или один тон (если речь идет о засвеченной плоскости).

Чтобы восстановить тон одной плоскости, можно воспользоваться средством Levels (Уровни), Curves (Кривые) или Replace Color (Заменить цвет). Кривые и Уровни больше подходят для тех случаев, когда некоторые полугона сохранились. Replace Color работает несколько иначе. С помощью этого инструмента можно указать цвет (в данном случае белый) и в окне настроек инструмента уменьшить яркость (идМпезз), слегка переместив бегунок влево.

В окне настроек инструмента Replace Color отображается выделенный диапазон цвета, а изменения можно сразу же увидеть в исходном файле. Чтобы применить настройки к изображению, следует нажать «ОК» (screen 1).

Рассмотрим в качестве примера цветную фотографию с пересвеченной каменной стеной (screen 2).

Переключитесь во вкладку Channels (Каналы) и внимательно рассмотрите проблемную область в каждом канале. Наличие полутонов на пересвеченных участках даже в одном канале - хороший признак.

Способ 1. Наложение слоя в режиме Multiply (Умножение).

1. Выделяем самые светлые участки изображения. Следует растушевать выделение по краям, прежде чем копировать его на новый слой. Для этого заходим в меню Select (Выделение), выбираем Feather (Растушевать), значение следует выбрать в зависимости от размера изображения и краев выделенной области.

2. Копируем выделенную область на новый слой.

3. Меняем режим наложения нового слоя на Multiply. Регулируем прозрачность нового слоя и подбираем оптимальную.

Способ 2. Наложение «негатива».

1. Выделяем пересвеченные области. Также, как и в предыдущем способе, растушуем границы выделения.

2. Копируем выделенную область на новый слой.

3. Выбираем этот слой и обесцвечиваем его, переводим в режим «градации серого».

4. Инвертируем тона в этом слое, создаем своего рода негатив. Заходим в меню Image/ Adjustments (Изображение/ Корректировки), выбираем Invert (Инвертировать). Или нажимаем комбинацию клавиш Ctrl+I.

5. Теперь меняем режим наложения нового слоя на Overlay (Перекрытие). Регулируем прозрачность этого слоя и подбираем нужную. Вместо режима наложения Overlay можно применить Multiply и уменьшить прозрачность до 8-15 %. В этом случае все пересвеченные участки приобретут слегка заметный тон (screen 3).

Способ 3. Наложение выбранного канала.

Этот способ рекомендуется для исправления небольших пересветов и сглаживания неровностей тона.

1. Для начала проанализируем все каналы и посмотрим, в каком из них лучше сохранилась информация о цвете проблемной области.

2. Выделяем нужный канал (самый ровный по тону) полностью и вставляем отдельным слоем в документ.

3. Меняем режим наложения этого слоя на Multiply или Hard Light (лучше попробовать несколько вариантов и сравнить). Прозрачность слоя следует уменьшить, значение в каждом случае подбирается индивидуально.

Прежде чем перейти к следующему способу, вспомним цветовые модели и некоторые их свойства. Как вы знаете, существует три основных цветовых модели CMYK, RGB и Lab. Каждая модель имеет свои специфические особенности, методы работы с цветом и назначение; RGB предназначена для графики, которую смотрят на мониторе, CMYK - для вывода на печать, Lab наиболее удобна для цветокоррекции и восстановления изображений.

Название Lab происходит от первых букв названий трех компонентов этой цветовой модели: L - информация о яркости изображения, а и b - хроматические компоненты (то есть информация о цветах). Компонент «а» изменяется от зеленого до красного, «Ь» - от желтого до синего. Lab точнее передает параметры цвета, потому как обладает широким диапазоном. В этой цветовой модели яркость отделена от цвета, что очень удобно для регулирования контраста.

Не случайно мы остановились на цветовом режиме Lab, следующий способ исправления пересветов выполняется именно в нем.

Рассмотрим в качестве примера фотографию молодого человека, на которой заметны пересвеченные области (screen 4).

Способ 4. Удаление бликов в режиме Lab.

Этот способ позволяет аккуратно уводить блики в тон, но лишь в том случае, если пересвечена небольшая область.

1. Переводим изображение в цветовой режим Lab. Заходим в меню Image (Изображение), выбираем Mode/Lab (Режим/ Lab).

2. Инструментом EyedropperTool (Пипетка) выбираем цвет рядом с бликом в качестве основного.

3. Создаем новый слой и меняем режим наложения на Color.

4. Кистью аккуратно зарисовываем все проблемные участки в новом слое. Белое пятно должно приобрести цвет кожи (screen 5).

Смотрим результат - блики приобрели оттенок кожи и полутона, цвет лица стал более естественным и ровным (screen 6).

Если выбранный цвет оказался слишком светлым, попробуйте выбрать другой. Важно, чтобы это был цвет исходного изображения, а не подобранный «на глазок».

Таким способом можно слегка изменить цвет лица, сохранив при этом фактуру кожи и общую тональность изображения.

После произведенных изменений изображение следует перевести в режим RGB. Цветовое пространство Lab обычно используется как «промежуточный» этап в работе с изображением, потому как позволяет производить очень тонкие корректировки цвета.

Для исправления пересветов сложно рекомендовать какой-либо универсальный способ, все зависит от самого изображения и навыков пользователя в работе с графическими редакторами. В некоторых случаях теряется не просто цвет и тон, а переход из одного цвета в другой (светотеневая моделировка, как говорят художники), восстановить такое фото очень сложно, тем более, если вы не уверены, что сможете достоверно дорисовать от руки часть изображения. Полутона на лице обусловлены особенностями строения черепа и лицевых мышц. Если вы попытаетесь нарисовать полутона самостоятельно, у вас могут получиться морщины, мешки под глазами, провалившиеся щеки и прочие неприятные вещи. Работать с цветом лица следует очень деликатно и бережно, все изменения производить в других слоях (корректирующих, а также в режиме наложения Color, как описано в предыдущем методе), а исходное фото оставлять фоновым слоем.

Если кадр сильно испорчен пересветом, проще его переснять, чем провозиться несколько часов и добиться при этом еле заметных результатов.