В моей работе довольно часто приходится вырезать фон из фотографий. Обыкновенным пользователям подобные операции приходится тоже выполнять. Например, для того, чтобы поместить себя любимого (или любимых) на другой фон. Перенести из городских трущоб в живописные переулки Старой Праги.

Однако для такой операции нужно сначала выделить наш объект. А эта операция может стать совсем непростой при наличии мелких деталей или фона, сливающегося с главным объектом съемки. В этой статье мы рассмотрим различные способы выделения на изображении отдельных участков. Заодно научимся создавать обтравочные контуры (даже если вам они никогда не пригодятся). Все примеры будут даваться на основе работы с программой Adobe Photoshop CS3 (официальная русификация). Тем не менее основные приемы можно использовать в иных редакторах, не говоря уже о других версиях Adobe Photoshop (многие функции остаются вот уже давно без изменения). Выделять будем розу (screen 1).

1. Предположим, в наших руках находится изображение с очень простым фоном. Выбираем инструмент «Волшебная палочка» (горячая клавиша «W») и щелкаем по полю левой кнопкой мыши. Фон сразу выделится. Для захвата большей или меньшей области изменяйте параметр «допуск» (от 0 до 100). Дополнительные параметры доступны че-

рез кнопку «Уточнить край», которая находится правее других параметров.

После выделения фона щелкните правой кнопкой мыши и выберите опцию «Инверсия выделенной области». Если для выделения фона нужно собрать несколько областей, остальные присоединяем таким же образом при зажатой клавишой «Shift» (к значку волшебной палочки прибавится знак плюса). Зажимая клавишу «Alt», можно удалить лишнюю область. Клавиша «Ctrl» служит для пересечения с выделенной областью.

Совет. Использование «горячих клавиш» ускорит вашу работу, а значит, сэкономит вам время. Выучить их проще всего в процессе активного использования.

2.    Если фон состоит из однородного цвета, а использование «волшебной палочки» займет слишком много времени, можно воспользоваться выделением цвета. Заходим в меню «Выделить > Цветовой диапазон…». В появившемся мини-окне щелкните по нужному цвету или выберите из предложенных образцов. Разброс (охват цвета) можно регулировать. Выставим максимальное значение 200 и щелкнем по середине розы. Теперь выходим из меню, и, не отменяя выделение, нажимаем «Shift+F5» (или заходим в меню «Редактирование > Выполнить заливку…»). Далее «Содержимое > Цвет…», в появившейся цветовой палитре выберем любой цвет и нажимаем «ОК». В моем случае я выбрал желтый цвет, и он заменил собой розовый. Роза стала желтой (screen 2). Учтите, что цвет поменялся во всех выделенных областях, т.е. не только на самой розе.

Совет. Если хотите отменить последнее действие, нажмите клавишу «Ctrl+Z». Повторное нажатие вернет вас обратно. Если хотите вернуться на несколько шагов назад, нажмите несколько раз сочетание «Alt+Ctrl+Z» или воспользуйтесь меню «История».

3.    Следующий метод часто используется новичками. Инструмент «лассо» (клавиша «L») и его вариации «прямолинейноелассо» и «магнитное лассо». Второе отличается тем, что выделяет прямые линии. Магнитное прилипает к краям изображений, выискивая их самостоятельно, и, увы, периодически ошибается. После выделения область можно растушевать. Эта опция доступна через меню «Выделение > Модификации > Растушевка выделенной области». Радиус задается в пикселах. Его можно задать еще при начале выделения в дополнительной верхней панели.

Увы, этот способ неудобен, так как трудно точно выделить объект. К тому же нельзя поправить границы созданной области.

Совет. Если в процессе рисования вы решили начать выделение заново, но клавиши не работают, завершите выделение, проведя линию к началу, и щелкните в свободной области. Выделение исчезнет.

4.    Самый простой, но неэффективный способ — это первоначальное удаление сложного фона ластиком, который не поддается выделению с помощью «волшебной палочки». На панели инструментов выбираем «ластик» (горячая клавиша «Е») и устанавливаем один из трех режимов. Для «кисти» и «карандаша» можно назначить параметры главного диаметра и жесткости. Значения «прозрачности» и «нажим» нужно установить в 100%. Удалять фон обычно начинают «ластиком» большего радиуса, постепенно заменяя на более меньший для точности (screen 3). После создания белого фона, выделяем объект «волшебной палочкой». Однако такой метод подходит только для простых изображений.

Совет. Стирая, старайтесь делать короткие движения «ластиком», удаляя понемногу. Иначе можно, зажав «ластик», провести линию вокруг объекта и в конце наехать на полезную часть изображения. Придется стирать эту область заново.

5.    Профессиональные дизайнеры обычно создают сразу обтравоч -ный контур. Выбираем инструмент «перо» (клавиша «Р»), Параметры должны быть установлены так, как на screen 4. Там же в «кляксе» (инструмент «произвольная фигура») установите галочку в пункте «просмотр», чтобы визуально отслеживать получающийся*контур. Теперь ставим начальную точку и начинаем идти вдоль границы, ставя опорные точки. Для более точного выделения увеличьте масштаб просмотра. Простой щелчок даст прямую линию, а протягивание — кривую. При этом вы можете регулировать кривизну дуги, изменяя длину и вектор направления двух опорных направляющих. Чем больше опорных точек вы поставите, тем точнее получится контур. Соответственно, увеличится и затраченное на обрисовку время. У меня на выделение розы ушло около двух минут. Контур должен заканчиваться в начальной точке.

Совет. Положим, контур вы нарисовали, но хотите его немного подправить. Добавить или удалить опорную точку можно через подменю «Инструмент «перо». Перед этим контур нужно выделить с помощью инструмента «выделение контура» (клавиша «А»), Чтобы передвинуть точку или отредактировать параметры кривизны дуги, зажмите «Ctrl». Появится белая стрелка, ею щелкаем по нужной точке и изменяем. Кстати, редактировать контур можно и во время рисования, также зажимая клавишу «Ctrl».

6.    Итак, контур создан, переходим во вкладку «Контуры», где находим наш контур, написанный курсивом. Щелкаем на нем два раза и называем его или соглашаемся с предложением программы. В нашем случае появился «Контур 1» . В этом окне щелкаем по треугольнику в правом верхнем углу, выбираем «обтравочный контур», нужный контур (в нашем случае он один) и щелкаем «ОК». Итак, файл с обтра-вочным контуром создан. Теперь его можно сохранить в .tiff и вставлять в программы верстки (InDesign, QuarkXPress). Картинка вставится без фона. Но мы несколько отвлеклись.

Совет. Превратить выделение, созданное другими способами, можно следующим образом. Щелкаем рядом с выделением правой кнопкой мыши и выбираем «образовать рабочий контур», где выбираем точность выделения (от 0,5 до 10 пикселей). Обратное действие делается так: правой кнопкой на названии контура и «Образовать выделенную область».

7.    Итак, у нас имеются выделенная область и другая фотография, служащая фоном. Выделенную область инструментом «перемещение» (клавиша «V») перетаскиваем в другое изображение (для этого оба должны быть раскрыты на рабочем столе Adobe Photoshop). До этого желательно подобрать одинаковые значения размеров фотографий и разрешения, иначе получим несовпадение размеров. Эту неприятность решаем просто: переходим на слой розы и выбираем меню «Редактирование > Свободная трансформация» (горячая клавиша «Ctrl+T»). Потяните за один из углов, зажимая «Shift» для пропорционального масштабирования. Вот что у меня получилось (screen 5). Согласен, пример не совсем удачный. Уверен, у вас получится лучше. Нужно лишь приложить немножко усилий. И фантазии.

Совет. Изначально Adobe Photoshop хранит историю только 20 последних отмен. Этого может оказаться мало, если вы только осваиваете программу. Увеличим их количество в 2-3 раза через меню «Редактирование > Установки > Производительность > История действий» (горячая клавиша «Ctrl+К»). Это скажется на быстродействии, да и места на жестком диске станет меньше, но ухудшение минимально.