Куда пойдет развитие мира гаджетов и цифровых технологий в 2012 году? Что нового может быть предложено пользователям? Об IT-трендах и прогнозах рассказали опрошенные эксперты.

На смену сетям третьего поколения мобильной связи придут сети 4G: за развертывание технологии LTE возьмутся компании «Скартел» (бренд Yota) и «Ростелеком».

«Безусловно, широкополосная мобильная связь в России очень востребована — в первую очередь за пределами Бульварного кольца, где она хорошо работает, — говорит Леонид Делицын, эксперт-консультант ЗАО “ФИНАМ”. — Однако внедрение сетей нового поколения произойдет не мгновенно. Возможно, за год операторы смогут построить их хотя бы в крупных городах».

Директор студии спецпроектов PC Magazine Максим Белоус сравнивает LTE с уже существующими в некоторых городах России услугами мобильного WiMAX: «По опыту многолетнего функционирования Yota можно утверждать, что в России не работают некоторые западные бизнес-модели. У нас, например, не покупают музыку и фильмы в онлайновом магазине оператора связи, зато активно перегружают его сеть торрент-сессиями.

Так что даже если внедрение LTE в России сдвинется с мертвой точки, появления дешевых безлимитных высокоскоростных тарифов ожидать не стоит», — заключает эксперт.

Еще одна беспроводная технология, которая активно внедряется на Западе и в странах Юго-Восточной Азии и вот-вот появится в нашей стране, — это модули NFC (Near Field Communication) в мобильных телефонах. «Средство ближней связи» позволяет мгновенно передавать данные между устройствами, оснащенными специальным чипом.

Следует отметить, что на рынке мобильных устройств в России уже присутствуют модели с модулями NFC.

Это телефоны линейки Samsung Galaxy, последние модели Nokia на ОС Symbian Belle, смартфоны Droid компании Motorola и устройства Huawei Device.

В мире ПК свое победоносное шествие по миру продолжат «облачные» технологии. Все крупные игроки антивирусного рынка давно используют технологию «коллективного разума» для мгновенного распознавания новых угроз. Даже офисные программы мигрируют в Сеть: «Документы Google» используются организациями уже несколько лет, а с появлением в прошлом году Microsoft Office 360 и подключением офисных приложений Apple iWork к сетевому хранилищу iCIoud можно считать эту бизнес-модель полностью состоявшейся. Вероятно, что в 2012-м «облака» перейдут из деловой сферы в игровую. Уже сейчас в популярные казуальные игры типа Angry Birds и Bejeweled можно сыграть в браузере. По словам Белоуса, в долгосрочной перспективе и более требовательные к ресурсам игры можно будет получать из «облака» как услугу:
«Серверы просчитывают игровые сцены и по широкополосным каналам передают видеоряд игрокам, принимая от них команды управления. Терминалами в таком случае могут быть хоть ультрабуки, хоть планшеты, хоть смартфоны, хоть телевизоры».

Еще один модный тренд — дополненная реальность, т. е. технология, позволяющая «накладывать» виртуальные элементы на реальные изображения.

Ходовой пример использования этой технологии: вы наводите камеру смартфона на кафе, и у вас на экране появляется меню этого заведения и ссылка на интернет-страницу с отзывами посетителей. Правда, по словам аналитика SmartMarketing Светланы Завьяловой, технология AR (augmented reality) получит заметное распространение самое раннее во второй половине 2012 года. В качестве «персонального мобильного помощника» решения AR выглядят более перспективными главным образом из-за большей наглядности и удобства по сравнению с теми же системами голосового управления.

Как замечает Белоус, Siri (популярная система голосового управления iPhone и iPad. — Ред.) эффективна для фонетически простых языков, таких как английский и японский, но вот носителям русского, китайского или вьетнамского языков еще долго придется ждать адекватного диалога с «цифровым помощником».

«А вот технология 3D (точнее, стереоскопия) в ближайшее время будет стагнировать, — говорит Белоус. — По крайней мере до тех пор, пока вместо комплектов из очков и монитора не будут предлагать полноценные, не утомляющие глаза и не требующие математически выверенной рассадки зрителей ЗО-дисплеи — авто-стереоскопические, а то и голографические».

Эксперты сходятся во мнении, что некоторые из современных IT-трендов обусловлены лишь внешней эффектностью и зачастую за ними скрывается не более чем рекламный ход. В свою очередь, актуальные для потребителей, но не столь выигрышные и эффектные характеристики (например, время автономной работы смартфонов) находятся в тени, производители и продавцы не любят о них распространяться, а прогресс в этих направлениях если и есть, то очень медленный.

Богдан ЗЫРЯНОВ

http://www.gazeta.ru