«Меч и Магия: Герои VI» — это очередные «Герои Меча и Магии», а не имитация, не беспокойтесь. Перетасовка слов в названии — странный и труднообъяснимый каприз издателя игры; основы геймплея остались на месте. «Герои VI» — походовая стратегия, в которой вы отстраиваете замки, нанимаете героев и армии магических существ, а затем ваши герои ведут войска в бой за магические артефакты, ресурсы и чужие замки.

Секрет побед

«Герои» никогда не были бешено популярны нигде в мире, кроме бывшего СССР и (кажется) Германии. Поэтому бюджет разработки ;игры был относительно скромным, и это заметно. Трехмерные виды ^городов, сопровождаемые хоралами, ушли в прошлое, роликов в -сюжетном режиме почти нет. Истории из жизни аристократического семейства Гриффинов, которые нам рассказывают в кампании, незамысловаты. Родственники по разным причинам становятся во главе разных королевств, орд и культов и вцепляются друг другу в глотки (а виноват во всем, кгхм, плохой архангел). Вы тем временем учитесь играть - за людей, орков, нежить, демонов и коллектив существ из восточноазиатской мифологии. Потому что кампания - это, по сути, расширенный обучающий режим. Сердце игры - так называемый «скирмиш» (skirmish), партии на отдельных картах против компьютера или живого игрока.

Если вы не знакомы с «Героями», объяснить их привлекательность довольно проблематично. Серии без малого два десятка лет (а если начинать отсчет от выхода игры-прародительницы «Героев», первой King’s Bounty, - то уже за двадцать), поклонники сжились с условностями и не задумываются, кто расставляет на стратегической карте сундуки с золотом. Игроков волнует другой (для серии извечный) вопрос - раздать золото крестьянам (и заработать очки опыта для героя) или взять себе (и потратить на найм существ или сооружение обиталища монстров в замке). Ответ на вопрос зависит от множества обстоятельств - построено ли в городе очередное здание за текущий ход (это очень важно; темп развития терять нельзя), как у вас вообще с золотым запасом, какого уровня герой (относительная ценность опыта с каждым ходом падает) и так далее. Навыки, которые ваш набирающий опыт полководец приобретает в «Героях VI», прямо-таки намекают на большую стратегическую глубину игры. Например, возможность не тратить запас хода при посещении различных сооружений и сборе ресурсов и артефактов, или способность делиться опытом с другими героями, или возможность в бою прикрикнуть на один из своих отрядов и заставить его атаковать противника раньше.

Достать коротышку

Тактические битвы на расчерченных на квадраты полях - самая захватывающая часть игры. Здесь оказывается востребованной большая часть геройских навыков, и здесь идет в ход боевая магия. Возможностей быть хитроумным - на порядок больше, чем на стратегической карте. Ваши войска (так называемые стеки, от англ. - stacks) - трехмерные анимированные фигурки с подрисованным числом воинов в каждом отряде. Очередность хода определяется показателем «инициатива», который вы можете повысить (а можете понизить у героя противника). Способности героев и их войск можно творчески и с пользой для себя сочетать. Простая (и довольно условная) комбинация при игре за людей - герой воскрешает серафимов, серафимы воскрешают весталок, весталки лечат арбалетчиков, арбалетчики прошивают стрелой насквозь нескольких врагов. Чтобы оппонирующий вашему герой не истребил какой-нибудь из ваших отрядов заново, прикройте тот суперспособностью героя(улюдей это неуязвимость на один ход; сверхспособность «заряжается» от обычных атак, как в каком-нибудь файтинге).

Разумеется, у других армий -другие герои с другими сильными сторонами (варвары, например, приводят своих солдат во все большее озверение по мере кровопролития), а отряды выглядят еще экзотичнее - гарпии, циклопы, ламии, зомби, азиатские водяные драконы (кстати говоря, бестиарий «Героев VI» обновился более чем наполовину по сравнению с предыдущей игрой). У демонов есть бесформенный, размахивающий щупальцами живой инкубатор бесов, метко швыряющийся чертенятами в ваши  войска. А самый сильный бес в войсках Шио обладает и вовсе невероятной способностью магического воздействия - нанося удар по стеку противника, он зачаровывает воинов, которые обрушиваются на соседние отряды.

Помимо тактических возможностей и привлекательного внешнего вида игра обладает еще одной сильной чертой под названием стохастичность. Ваши отряды могут случайно проводить более мощные атаки (хотя на вероятность этой случайности можно влиять); вам могут попасться артефакты помощнее или противники-монстры послабее.

Игроки, знающие все серии «Героев» досконально, отметят такие нововведения шестой игры, как «моральная» репутация (герой, часто позволяющий слабым врагам убегать, приобретает эффективные защитные способности, кровожадный персонаж - атакующие), возможность смены «расовой принадлежности» замков или ограничения на «спам» одних и тех же заклинаний и способностей в сражениях. Но все-таки самая главная (и для старожилов, и для неофитов) новинка - переосмысление скирмиша. Выигрывая отдельные партии и «прокачивая» героев, а также зарабатывая достижения, вы набираете «очки династии» и покупаете на них постоянные бонусы для новых партий - продвинутых героев, стартовые преимущества (дополнительные войска, ресурсы и артефакты). Из-за этого в «Героев VI» хочется играть еще и еще.

В завершение нам также хочется отметить и тот примечательный факт, что все центральные герои новой игры получили русские имена.

Хотсит

Режим, который разработчики «Героев VI» вернули в игру по просьбам игроков, имеет почти что культовый статус. Конечно, вам и вашему противнику необязательно по очереди нагревать один и тот же стул (hotseat), совершая ходы друг за другом; главное,что вы играете на одном компьютере и можете видеть, как оппонент скрежещет зубами и воздевает руки (когда ваша конница в нематериальном состоянии пронизывает его боевые порядки, материализуется и расправляется с вооруженными бумерангами гоблинами). Ощущения кардинально отличаются от онлайн-мультиплеера, тоже присутствующего в «Героях VI»; пожалуйста, не занимайтесь рукоприкладством; помните, что игра стохастична, что новичкам везет и что оппонент в хотсите - близкий вам человек.

Достоинства

•    Стратегическая глубина

•    Привлекательная графика

•    Разнообразие многопользовательских режимов

•    Система династий

•    Недостатки

•    Некоторые проблемы с балансом Системные требования:

•    Операционная система: Windows XP/Vista/7

•    Процессор/оперативная память/видеопамять: Intel Core 2 Duo 2,0 ГГц/AMD Athlon 64 X2 5000+/1.5 Гб/512 Мб

•    Цена: 500 руб.

Итог

«Меч и Магия: Герои VI» - продолжение древнего культа с множеством адептов, приобщиться к которому никогда не поздно. Это не только хорошая стратегия с массой нюансов и возможностью выработать собственную тактику, но и захватывающее семейное времяпрепровождение.