Бюджетный проектор зачастую дешевле дорогой телевизионной техники, при этом вы получаете не худшее качество изображения плюс действительно домашний многофункционал, который может подключаться к любому источнику видеосигнала. Удивите гостей широким экраном или хотя бы себя полным эффектом присутствия в кинотеатре. А что уже говорить о том, как могут выглядеть любимые игры...

Долгое время проекторы не очень подходили в качестве замены традиционным компьютерным мониторам и средствам вывода изображения для домашнего мультимедиа. Причина кроется не только в ценах на сами устройства, но и в наличии дорогих комплектующих (ламп), которые периодически нужно менять - самый главный недостаток. Но если говорить о бытовой телетехнике топ-класса, тех же плазменных панелях, то проекторы порой оказываются дешевле.

Друзья!
На сайте EKB-FINANCE.RU Вы быстро и достоверно сможете узнать какие ставки по вкладам в банках екатеринбурга.

А что в итоге? Стандартный проектор на 2000 лм, созданный по технологии 3LCD (также можно встретить аббревиатуру 3XLCD, о смысле технических характеристик чуть позже), в незатемненном помещении позволяет выводить качественную «картинку» на экран с диагональю примерно до 2,5-3 м, а в затемненном -до пяти. А стоимость такого решения сейчас находится в районе $1000. Сравните с плазменными панелями.

Чуть-чуть истории

В период 2003-2007 гг. индустрия производства проекторов переживала этапы бурных всплесков и падений. В результате чего изначальная разница по принадлежности устройств начала стираться - все модели стали многофункциональными. Раньше все было поделено на конкретные сегменты: дешевые решения, проекторы для домашних кинотеатров, проекторы для бизнеса, профессиональные проекторы. К дешевым решениям до того периода было принято относить нечто неяркое, нечеткое, но ... проектор. То есть в диапазоне до 1000 у.е. найти что-либо приличное было невозможно. Именно из-за такого подхода многие пользователи сейчас смотрят на эти устройства с недоверием. Тем не менее производители обратили пристальное внимание на бюджетный ценовой диапазон, и новые модели в нем стали появляться с завидной частотой, улучшаться, модифицироваться, обрастать технологиями. В общем, 2010-й - это далеко не 2004-й.

Базовые технологии

Наиболее популярными решениями являются проекторы, изображение в которых формируется по технологиям DLP (Digital Light Processing) и LCD (Liquid Crystal Display). Есть еще одна, D-ILA, которая у нас не распространена широко, поэтому рассматривать ее не будем.

LCD-проекторы, 3LCD (3XLCO)

В варианте LCD обычно используется три активных полисиликоновых TFT-матрицы,через которые проходят световые потоки и совмещаются впоследствии. Недостатком данной технологии, если это сейчас можно считать недостатком, является сама структура работы. То есть световой поток проходит через каждую матрицу «на просвет». Причем если мы говорим о технологии 3LCD, то эти три матрицы являются монохроматическими, и все работает фактически, как и «три пушки» в ЭЛТ-мониторах/телевизорах. Есть и другая технология, достаточно редкая, когда имеется цветная модель с использованием тех же трех LCD-матриц, но каждая из них дает один из трех цветов (принцип похож на то, как работают LCD-мониторы). Световой поток один, а не три. Данное решение встречается не часто. То есть преимущественно используется 3LCD с тремя отдельными потоками.

В чем недостаток, как мы сказали, решения «на просвет»? Получаются меньшие значения характеристики контрастности. Впрочем, инженерами эти вопросы решены достаточно успешно, очень многое иногда зависит от размеров матриц: чем они больше, тем лучше получается картинка, хотя здесь есть один тонкий момент, о котором расскажем позже.

Говоря о довольно низких характеристиках контрастности,стоит отметить, что в ряде бытовой телевизионной техники мы нередко получаем и худшие результаты.

Обратите внимание на факт, что техника обычно удешевляется быстро, те же ЖКИ-мониторы подешевели в разы, а на LCD-проекторы цены практически не падали, и лишь в последнее время проявилась тен-денция к явному удешевлению. Дело в том, что многие комплектующие являются практически монополистическими решениями. Фактически все проекторы, выпускаемые на базе технологии 3XLCD в мире, используют чипы всего от двух производителей: в основном Epson, и лишь только у Sony используются собственные технологии.

DLP проекторы. Технология 1

Ключевым звеном в DLP проекторах является DMD-чип (DMD - Digital Micromirror Device), состоящий из микрозеркал. То есть световой поток отражается или не отражается от них в определенных точках. Для удешевления и некоторого упрощения DLP было решено использовать «цветное колесо» (оно же называется вращающимся светофильтром), разбитое на одноцветные фрагменты, а смена цветов происходит в этом случае последовательно. Наш мозг обладает интегральными (суммирующими) свойствами, в результате чего несколько одноцветных изображений у нас превращается в цветное. Цветное колесо поделено на определенное количество сегментов. Их смена происходит синхронно с изменениями в DMD-чипе.

Если взять три цвета (красный, синий, зеленый - модель RGB), а частота видео у нас составит 25 кадров в секунду, то DMD-чип поменяет свое состояние 75 раз для каждого из цветов. Первые проекторы, использующие данную технологию, в принципе так и работали. Только частота смены кадров оказалась не очень приемлемой, а именно, оказывала влияние на здоровье. То есть у зрителей появлялась повышенная утомляемость, головные боли и т.п. К тому же, если быстро переводить взгляд из одной стороны экрана в противоположную, становится заметна некая рассинхронизация цветов - так называемый «эффект радуги». Что интересно, производители об этом пытались умалчивать, хотя в прессе нет-нет да и появлялись публикации по этому поводу. Шила в мешке не утаишь, поэтому разразился не то, что скандал... Просто в одно время такие технологии значительно подешевели, и сейчас это самые недорогие проекторы. Причем для обычного, не домашнего использования, которое связано с показом презентаций и т.п., такие решения подходят. Но. Инженеры не сдали технологию в утиль и доработали! То есть в большинстве случаев в современных проекторах с одним DLP-чипом используются цветные колеса с гораздо большим количеством сегментов (причем разных цветов, не чистый RGB), и соответственно новое поколение DMD-чипов. В этих моделях проблем с «эффектом радуги» не замечено.

У проекторов с технологией DLP есть явное преимущество в характеристике контрастности, потому как мы имеем дело не с прохождением светового потока «на просвет», а с его отражением. Это первый плюс. Второй - производителей DLP-чипов больше чем два, то есть, конкуренция выше и цены падают быстрее.

DLP проекторы. Технология 2

В предыдущем разделе мы рассмотрели вариант с последовательной передачей цветов, но есть и параллельная. Сделана она по аналогии с 3LCD, то есть используется три DMD-чипа, световые потоки отражаются или-не отражаются от микрозеркал, после чего все три изображения совмещаются. Сразу скажем, что три DMD-чипа используются не в дешевых моделях, но эта технология считается одной из самых качественных. Впрочем, в дорогих проекторах можно встретить и 3LCD.

Характеристики матриц и чипов

В принципе из спецификации LCD-матриц вам будут доступны только две характеристики - их размер и действительное разрешение, для DMD-чипов указывается только рабочее разрешение. Причем многим может показаться, что размер в LCD варианте, как говорится, имеет значение. Это не совсем так, более важно взаимоотношение: размер/ действительное разрешение. Другими словами, если в рекламном буклете написано что-то типа «новые технологии на базе увеличенных матриц», всегда смотрите на разрешение. Возможно, что увеличение первого просто связано с увеличением второго, не более того.

На что смотреть дальше?

Естественно, рабочее или действительное разрешение - это то, что есть, но проекторы предусматривают переход на другие. Ведь есть и различные видеостандарты, и разная геометрия (4:3; 16:9), а часто возникает потребность в переходе от одного разрешения на другое. Поэтому смотрите на технологии, которые применяются для устранения артефактов перехода. К ним относятся «зубчатость», эффект «лестничных ступеней» быстро движущихся объектов, смещения цветов и мерцающих пикселей. В некоторых специализированных моделях применяется технология выравнивания или сглаживания цифрового изображения, для того чтобы получить эффект кино.

Что может быть еще из улучшений изображения?

*    Обработка и коррекция цветовой гаммы - специальная технология, связанная с многократным увеличением цветов.

*    Интеллектуальное управление яркостью лампы - в режиме реального времени регулируется яркость лампы в зависимости от характеристик изображения.

*    Управление резкостью - технологии, основанные на различных методах очистки изображения от «шумов», за счет чего мы выигрываем в четкости картинки.

*    Добавление «эффекта кино» (устранение цифровой сетки).

*    Специальные технологии преобразования чересстрочного формата в прогрессивный (об этих понятиях поговорим буквально через подраздел).

Яркость и режимы работы лампы

Основной из ключевых характеристик проектора является яркость, которая указывается в люменах. Чем «ярче» проектор, тем он дороже. При этом данная характеристика показывает и качество работы в слабозатемненных помещениях: чем меньше яркость, тем более блеклым будет изображение в освещенной комнате.

Обычно у проекторов предусмотрено несколько режимов работы лампы: в зависимости от типа освещения и непосредственно самой работы. То есть в описании самой лампы обязательно смотрите, на сколько часов она рассчитана, а в скобках рядом обычно указывается другая цифра - количество часов работы в экономном режиме. Есть и промежуточные варианты, их обычно три: высокий, динамический, экономный. Лампа - это один из самыхдорогостоящих элементов проектора. Его нужно периодически заменять. Посему, выбирая устройство, всегда интересуйтесь стоимостью лампы - это раз, доступностью в продаже-это два: в описание устройства берете маркировку лампы, вводите ее в поисковике в Интернете и смотрите на цены и количество предложений.

Теперь приведем конкретную и известную таблицу:

Благодаря ей вы можете ориентироваться при выборе проектора соответственно вашим требованиям к диагонали экрана. Переход от диагонали к размерам по вертикали и горизонтали вычисляется по теореме Пифагора, но с одним тонким нюансом: проекторы для домашних кинотеатров используют чипы или матрицы с геометрией 16:9, оптимизированные под компьютерное использование - 4:3. Для подробного рассмотрения ситуации опишем следующее...

О видеостандартах

Сейчас повсеместно начинает распространяться стандарт HDTV (High Definition TV) - телевидение высокой четкости. Этот стандарт также часто называют телевидением высокой «точности», что не совсем соответствует истине. Дело в том, что до HDTV существовало и существует ныне два менее презентабельных стандарта - SDTV (Standart Definition Television) и EDTV (Extended Definition TV). Первый предусматривает чересстрочную развертку, то есть один кадр формируется полукадрами, состоящими из четных и нечетных строк соответственно. Данный метод вывода изображения называется interlaced и обозначается в виде суффикса «i» в названии. Например, «480i». С приходом телеприемников с большим экраном изображение в формате SDTV оказалось неприемлемым - видна зубчатость, изображение размыто. Поэтому был внедрен новый стандарт EDTV, в котором была применена построчечная или прогрессивная развертка, то есть каждый кадр формируется строка за строкой. Это исправило артефакты SDTV. Данный стандарт обозначается суффиксом «р», например «480р». В современных DVD-проигрывателях предусмотрена возможность переключения 480i/480p. Также как вариант исправления недостатков 480i предусмотрена технология дублирования строк, именуе-'мая «line doubler», хотя вариантов и технологий исправления существует несколько.

Для наиболее качественного воспроизведения изображения на плазменных панелях с большим экраном и проекторах был разработан стандарт HDTV, который работает с разрешениями в соотношении геометрии экрана 16:9 и увеличенным количеством строк, например, 1922 х 1080 (или 1080i), либо до 1280 х 720 (или 720р). У SDTV и EDTV такое соотношение составляет 4:3 и количество строк стандартно. Стоит отметить, что в США и странах Европы «для младших стандартов» количество строк в кадре отличается. Таким образом, у нас принято 576 строк на кадр (575i, 576р), в Америке - 480 (480i/p).

Современные проекторы-универсалы поддерживают 480i, 480р, 575i, 576р, 720р, 1035i, 1080i, при этом могут менять соотношение геометрии экрана с 4:3 на 16:9 в зависимости от поступающего сигнала.

Для проекторов домашних кинотеатров иногда 16:9 заложено уже в LCD-матрицах или DLP-элементах, на которых формируется изображение. А в обычном варианте универсальность проявляется и в возможности совмещения этих стандартов с сигналами S-XGA / XGA / S-VGA / VGA / MAC, поступающими с компьютера. Причем стоит знать следующее: аббревиатуры S-VGA, VGA и т.п. связаны с конкретными разрешениями компьютерного экрана. Например, VGA - это 640x480, S-VGA - 800x600, XGA - 1024x768 и так далее.

Теперь попробуем перевести на практике

Допустим, у нас есть следующее описание проектора: «Изображение проектора формируется на трех LCD-матрицах 16:9 с рабочим разрешением 1.280x720 точек (HDTV). Яркость составляет 800 люмен (ANSI), используется 135-ваттная лампа с тремя режимами работы. Контрастность - 2000:1. Совместимость: HDTV - 1035i, 1080i, 720р, 575i, 576р, а также EDTV/480p, SDTV/480i. Компьютерные стандарты - S-XGA / XGA / S-VGA / VGA / MAC». Все понятно? Надеемся, что так.

Коммутация и управление

При выборе модели сейчас нет проблем с коммутацией любых видеоисточников (композитный, S-Video, 2 компонентных/RGB, D-Sub15 графический RGB для компьютера, DVI-D, HDMI) как аналогового, так и цифрового видеосигнала. То есть практически у всех моделей это поддерживается. Мало того, обратите внимание на функцию поиска сигнала, то есть автоматически должны «сканироваться» входы.

Управление в современных моделях стандартно - пульты ДУ.

Оптика

В принципе тут тоже все стандартно, но нужно знать. Регулировка zoom'oM, то есть увеличением/ уменьшением, может быть как ручной, так и цифровой. Ручная дешевле, но разницы на самом деле немного. Именно поэтому многие производители без зазрения совести дают возможности ручного управления в низкобюджетном диапазоне. Насчет различных фокусных расстояний. .. не думается, что кто-то из покупателей будет загружать этими цифрами свой мозг.

Возможности настройки

На самом деле проектор может находиться не строго перпендикулярно и по центру к проекции экрана. Он может быть сбоку, снизу и т.п. В этом случае вы самостоятельно регулируете «трапеции» проецируемого изображения. В спецификациях обычно дается максимальный угол отклонения, чем он больше - тем дороже технологии. Помимо этого проектор может прикрепляться к потолку, располагаться не перед, а позади экрана, именно поэтому есть варианты переворота и зеркального отображения картинки. Во многих моделях с полным цифровым управлением есть варианты сохранения различных настроек в памяти устройства.

На что нужно смотреть в магазине перед покупкой?

Вы выбрали определенную модель и пришли к продавцу. Конечно, люксметра у вас под рукой не будет, как и времени на проверку. Но сначала просто посмотрите на экран при воспроизведении черного на разных значениях яркости и при различных типах освещения. То же самое проделайте с серым цветом. Дело в том, что черный - это отсутствие цветов, и так вы просто посмотрите, как работает световой тракт. А серый - это уже сочетание трех цветов. За чем нужно смотреть? За равномерностью. То есть не должно быть видно явных светлых или затемненных областей. После этого включаете изображение, и начинаете переключать различные варианты разрешений, которые не соответствуют реальному разрешению матриц или чипов. Видны ли явные искажения? Подождите, пока проектор «разогреется», послушайте уровень шумов. Что шумит? Система охлаждения лампы плюс у од-ночиповых DLP с цветным колесом - светофильтр. Такого рода проверки, как правило, вполне достаточно.