World of Tanks — клиентская многопользовательская онлайн-игра в реальном времени в жанре аркадного танкового симулятора, разработанная белорусской студией Wargaming.net. Концепция World of Tanks базируется на командных танковых сражениях. Онлайн-релиз русской версии игры состоялся 12 августа 2010 года, а 12 апреля 2011 года - на территориях Европы и Северной Америки.

Идея игры, по словам разработчиков, возникла в декабре 2008 года. Официальный анонс игры был сделан студией Wargaming.net 24 апреля 2009 года.

12 августа 2010 года состоялся онлайн-релиз World of Tanks, однако по техническим причинам серверы игры заработали только на следующий день.

Разработчики предполагают развивать проект еще как минимум 5-7 лет.

В World of Tanks игроки включаются в сражения сразу же, без каких-либо предварительных или тренировочных игр. Изначально игрок получает в свое распоряжение четыре легких танка первого уровня (1 советский, 1 германский, 1 американский и 1 французский) с необученным экипажем. Участвуя в сражениях, игрокзарабатыва-ет «кредиты», тренирует экипаж и накапливает очки опыта для получения доступа к новым узлам и боевым машинам. Каждая модель бронетехники имеет ряд узлов—орудие, башню, ходовую часть, двигатель и радиостанцию — которые можно заменить на более «продвинутые», то есть имеющие более высокие (но не всегда) характеристики. Модернизация техники производится в «ангаре» во время промежутков между боями. «Кредиты» расходуются на ремонт танка, поврежденного или уничтоженного в бою, приобретение различных видов боеприпасов, снаряжения и дополнительного оборудования; на них также приобретаются усовершенствованные узлы и новые боевые машины. Неиспользуемое оборудование, снаряжение, боеприпасы и танки можно продать, выручив часть от их первоначальной стоимости. В дальнейшем возможно появление внутриигровой торговли между игроками.

Игровой процесс в World of Tanks основывается на битве двух случайно подобранных команд по 15 игроков. Ограничений на выбор танков для участия в сражениях нет: в одной команде могут сочетаться советские, немецкие, американские и французские танки, танки разных годов выпуска, реальные танки и экспериментальные модели. Условие победы в битве—полное уничтожение команды противника либо захват его базы, для чего один или несколько танков должны находиться в отмеченной зоне некоторое время, не получая при этом повреждений. Чем больше танков захватывает базу, тем быстрее этот захват проходит.

В игре присутствуют и ротные бои. Их единственное отличие от обычной битвы в том, что каждая рота специально собирается для боя сдругой ротой. В каждой роте присутствует командир, который создает роту и набирает в нее игроков.

Существует и другое боевое формирование — взвод. Он может состоять только из двух игроков. Взводы могут участвовать только в случайно подобранных боях.

Общение между игроками во время боев и координация действий осуществляются через текстовый чат либо голосом. Голосовая связь доступна только в составе роты или взвода. Игрок, танк которого уничтожен, в бою больше не участвует и может наблюдать за сражением в режиме свободно переключающейся камеры, либо покинуть поле боя и вернуться в ангар, откуда немедленно отправиться в другое сражение на другом танке, или дождаться возвращения поврежденного танка из боя. Имеется рейтинговая система, которая отображает достижения отдельного игрока.

Имеется несколько основных режимов камеры: вид от третьего лица, когда игрок наблюдает за танком со стороны, и вид через прицел, который приближает объекты для более точных выстрелов. Существует также и третий режим камеры — гаубичный (при использовании САУ с навесным огнем). При включении этого режима можно наблюдать всю карту сверху, приближая или отдаляя камеру для прицеливания.

В игре реализована сложная модель повреждений, учитывающая тип и толщину брони, скорость снаряда и угол его встречи с броней, тип бо-еприпаса и ряд других факторов. Состояние танка также не исчерпывается единственным параметром «здоровья»: в конструкцию каждой машины заложены объекты, соответствующие двигателю, ходовой части, орудию, боеукладке, топливным бакам и прочим наиболее важным в функциональном плане узлам, а также членам экипажа; при этом каждый такой объект может быть поврежден индивидуально, что скажется на поведении танка: повреждение ходовой части обездвижит танк, боеукладка при попадании детонирует, а контуженный заряжающий будет дольше заряжать орудие. В случае если контужены все члены экипажа, то танк считается уничтоженным.

Однако, несмотря на детальную проработку внешнего вида танков, приближенную к реальности модель повреждений, расчеты баллистики и достоверность поведения бронетехники в бою принесена разработчиками в жертву «играбельности»: упрощено управление, ускорено движение танка и перезарядка орудия, обзор адаптирован под игрока.

В игре реализован так называемый «туман войны»: местонахождение бронетехники противника неизвестно, вражеский танк становится видимым для игрока только в случае, если командир его танка через смотровые приборы способен «разглядеть» вражескую машину; при этом обнаруженный танк виден и другим игрокам команды, если они находятся в радиусе действия рации обнаружившего. Вероятность обнаружения противника зависит от дальности обзора из башни танка, опытности экипажа, использования противником маскировки , а также целого ряда других факторов. Дальность обзора из танка зависит от башни: чем более она «продвинута», тем больше дальность обзора. Также, чтобы увеличить дальность обзора, можно установить дополнительное оборудование. На дальности более 500 метров вражескую технику увидеть нельзя.

Разработчики не исключают возможности появления в игре средств поддержки танков, таких как авиация, артиллерия и даже пехота. Скорее всего, средства поддержки будут использоваться только в ротных боях и покупаться за игровое «золото», о котором говорится далее.

В World of Tanks кроме «кредитов» присутствует и другой вид валюты — игровое «золото». Его курс привязан к доллару США и составляет: 1 USD = 250 единиц «золота».

Самый простой способ получить «золото» — купить его за реальные деньги через различные платежные системы. Есть и другой способ заработать «золото» — участвовать в различных турнирах и конкурсах, анонсируемых на официальном сайте World of Tanks или на официальном форуме.

«Золото» не дает особого преимущества в игре, но это не делает его менее существенным. За «золото» можно получить премиум-аккаунт, увеличивающий доход опыта и кредитов за бой на 50 процентов, преми-умный танк, обслуживание которого обходится дешевле и зарабатывает он больше, премиумные снаряды, имеющие более высокую пробиваемость или урон, чем обычные, дополнительные слоты для бронетехники в «ангаре»(изначально их всего пять). Также за «золото» можно полностью обучить любого члена экипажа.

В World of Tanks есть пять видов бронетехники: легкие танки(ЛТ), средние танки(СТ), тяжелые танки(ТТ), самоходные артиллерийские установки(САУ) и противотанковые САУ(ПТ-САУ).

Легкие танки, в основном, имеют высокую динамику и скорость, слабую броню и мощную рацию с большой дальностью связи. Их основная задача — проводить разведку боем в рядах вражеских танков, «засвечивать» их для дружественной артиллерии, которая будет рада уничтожить вражескую технику.

Средние танки обладают высокой динамикой, средней скоростью, хорошей броней и достаточно мощным вооружением.

У тяжелых танков слабая динамика, низкая скорость, толстая, плохо пробиваемая броня и самое лучшее вооружение.

Средние и тяжелые танки имеют большой спектр задач: уничтожение вражеских танков, прорыв обороны противника, захват или оборона базы и т. д. Практически каждый средний или тяжелый танк может применяться на поле боя по-разному.

В истории, САУ и ПТ-САУ в основном создавались на основе обычных танков, так что они не имеют какого-то общего описания. Единственное их

отличие — отсутствие вращающейся башни; все вооружение располагается в неподвижной рубке.

Данное описание различных видов бронетехники может отличаться от реальных игровых характеристик; оно лишь описывает качества, наиболее характерные для любого вида техники, которые могут отсутствовать у некоторых образцов бронетехники.

Кроме деления на виды, eWorld of Tanks присутствует деление бронетехники на уровни. Всего их в игре 10. Чем выше уровень танка, тем больше опыта и «кредитов» нужно для открытия и покупки новых узлов и образцов бронетехники.

В игре World of Tanks представлено более 140 видов танков и самоходных орудий, состоявших на вооружении СССР, Третьего рейха, США, и Франции, либо разрабатывавшихся в этих странах; в будущем планируется также представить технику других стран. По некоторым сведениям, следующими на очереди после французских танков, жертвами разработчиков станут британская и японская бронетехника. В целом игра охватывает историю танкостроения с 1930-х по 1950-е годы.

Следует отметить, что в игре присутствуют как танки, реально участвовавшие в боевых действиях, так и экспериментальные модели, существовавшие лишь на чертежах или в прототипах (например, тяжелый танк ИС-7, произведенный в нескольких экземплярах); кроме того, допускаются узлы боевой техники, в реальности никогда на данный образец не устанавливавшиеся.

Александр АНДРЕЕВ