Adobe Photoshop

Но вначале мы рассмотрим основные принципы работы с изображением в графическом редакторе Adobe Photoshop, которые во многом очень похожи на принципы работы и в других графических редакторах, что позволит вам, познакомившись с навыками работы в одной из программ, без особых затруднений попробовать работать и в другом редакторе.
Одним из таких принципов, на которых строится работа в Photoshop, является работа со слоями. Чтобы вам проще было понять, о чем идет речь, представьте себе альбом или тетрадь с абсолютно прозрачными листами. Самый нижний из листов будет являться фоном. Фон в свою очередь иногда также можно устанавливать совершенно прозрачным. Таким образом, «художник» может работать с каждым из отдельных слоев и при этом не затрагивать (не производить изменений) изображение в других слоях, но видеть перед собой одно общее «слитое» изображение, включающее одновременно все слои. Например, вы скопировали часть одного рисунка и вставили ее в другой. Зачастую при такой вставке новый фрагмент будет не соответствовать по размеру (габаритам), по цветовому балансу, по яркости и многим другим характеристикам. В таком случае вы можете производить любые изменения во вставленном фрагменте, одновременно наблюдая, как это будет сочетаться с основным изображением, которое в свою очередь остается неизменяемым - вы же работаете на отдельном слое.
Слоев может быть сколь угодно много, их можно всячески перегруппировывать, менять непрозрачность, опции смешивания, можно их связывать масками, менять слои местами, объединять в один и даже временно скрывать их отображение. Все основные операции над слоями производятся в палитре «Слои» (Layers). Напротив каждого из слоев имеется пиктограмма «Глаз», щелчком по которой можно включить или отключить видимость слоя - такая операция бывает иногда полезна, когда хочется посмотреть на результат работы без присутствия какого-либо из слоев. Также имеется еще одна пиктограмма - «Кисточка» либо пустой квадрат (screen 3). Если щелкнуть по пустому квадратику, то на нем появляется «звено цепи», что означает, что данный слой является связанным с тем слоем, напротив которого нарисована «Кисточка». Таким образом можно производить слияние некоторых выборочных слоев.
Следующей характерной чертой подобных графических редакторов является разнообразие средств редактирования изображений. Большинство из таких средств располагается по отдельным инструментальным палитрам. Палитр очень много, и, чтобы их компактно расположить на рабочем столе, их можно объединять в группы, «склеивая» и отсоединяя по своему усмотрению (screen 3). Кроме того, вы можете перемещать палитры и группы палитр по рабочему столу таким образом, как вам покажется наиболее удобно для более комфортной работы с изображением (поумолчанию они располагаются в правой части рабочего окна). Пользуясь командами меню «Окно», вы можете убирать (скрывать) с рабочего стола ненужные вам палитры, помещая их в «Хранилище палитр». Однако можно и не убирать палитры с рабочего стола, а лишь свернуть их до размера узкой полоски (кнопка «Свернуть/Развернуть» находится рядом с крестиком в правом верхнем углу каждой палитры). По умолчанию Adobe Photoshop запоминает место расположений палитр перед закрытием программы, и при следующем запуске программы вы увидите их на установленных вами местах. На крайний случай, если вы перестали уже ориентироваться в расположении и местонахождении всех открытых, свернутых и закрытых палитр, можете открыть меню «Окно» » «Проект» и выполнить команду «Сбросить расположение палитр», и тогда они вновь «вернутся» на свои старые места в положение «по умолчанию».
Дополнительные возможности настройки палитр представлены также в контекстном меню палитры (у каждой из палитр свое собственное меню), которое открывается щелчком по кнопочке со стрелками, расположенное в правом верхнем углу (чуть ниже кнопки с крестиком).

Отдельного внимания заслуживает «Панель инструментов», которая также выполнена в виде отдельной палитры и позволяет перемещать ее по рабочему столу в наиболее удобное положение (screen 4). Для перемещения любой из групп палитр по рабочему столу нужно только дважды щелкнуть мышкой по ее строке названия (выделенная цветом полоска вверху палитры) и, не отпуская, перетаскивать в любое другое место, затем отпустить кнопку мыши. Надо также заметить, что перетаскивать палитры можно не только в пределах рабочего окна Adobe Photoshop (если оно не развернуто во весь экран монитора), но и за его пределы.
Итак, возвращаемся к «Панели инструментов». Несмотря на достаточно немаленький набор инструментов, имеющихся на ней, это далеко не полный перечень всех инструментов. Сходные в чем-то между собой функции объединены в одну кнопку на панели инструментов, а для их выбора в правом нижнем углу таких кнопок имеется маленький черный уголочек. Необходимо просто нажать на него, и откроется меню инструментов данной кнопки, а затем щелчком мыши выбрать требующийся инструмент (screen 4). Кроме того, каждый из инструментов имеет свои опции, которые перед применением инструмента также можно настраивать. «Панель опций» выбранного инструмента находится в верхней части окна (чуть ниже строки «Меню»).
Обратите внимание, что каждая из кнопок «Панели инструментов» обозначена своей, назначенной ей буквой. Если же вы найдете время и выучите эти буквы, соответствующие «горячим клавишам», то получите возможность быстро переключаться между различными инструментами редактора Adobe Photoshop. Использовать назначенную клавишу следует в комбинации с клавишей «Shift». А вот чтобы выбрать другой инструмент из этой же группы, необходимо еще раз повторить эту же комбинацию клавиш, пока на кнопке панели инструментов не отобразится требующийся вам инструмент.
Чтобы открыть изображение для редактирования в программе Adobe Photoshop, можно воспользоваться самыми разными способами, например, выбрать соответствующую команду из контекстного меню файла (по умолчанию данная команда добавляется в контекстное меню большинства графических файлов) или запустить редактор и в меню «Файл» найти команду «Открыть», а затем указать в диалоговом окне требующийся для редактирования нужный файл. Кстати, пользуясь командой из контекстного меню, удобно открывать одновременно сразу несколько изображений, естественно перед этим выделив их в «Проводнике» Windows.
Но самым удобным способом для открытия файлов является, пожалуй, встроенный в Adobe Photoshop «Обозреватель» файлов. Чтобы его запустить, достаточно щелкнуть по кнопке на «Панели опций». По своей сути «Обозреватель» представляет собой «вьювер» -просмотрщик графических файлов, а это значит, что вы можете в нем просматривать не только названия файлов, но и их небольшие эскизы с сопутствующей информацией о параметрах файла. «Обозреватель» же Adobe Photoshop предоставляет и ряд дополнительных удобных и нужных возможностей - в нем вы можете производить сортировку изображений по всем имеющимся характеристикам, производить поиск файлов, работать с метаданными графических файлов, указывать для поиска необходимые ключевые слова, запускать пакетную обработку файлов, поворачивать их, переименовывать и многое другое. В левом нижнем углу вы найдете всю имеющуюся информацию о данном графическом файле - его размеры в пикселях и килобайтах, разрешение, битность и т.д., а также данные об изображении, полученные с камеры во время съемки, если, например, вы работаете с фотоизображениями.
Об особенностях интерфейса программы Adobe Photoshop, его функциях и возможностях, всевозможных настройках и фильтрах можно рассказывать еще бесконечно долго, но, я думаю, вам интереснее будет сразу открыть какое-то свое изображение в этом замечательном графическом редакторе и сотворить над ним что-то очень интересное. Итак, давайте прямо сейчас и попробуем... Для начала откроем какое-нибудь изображение в нашем графическом редакторе. Как это выполнить, вы уже познакомились чуть Ф выше. Каким бы оно большим ни было, вероятнее всего вы увидите открытое изображение целиком. А вот величину (в процентах), на которую оно было уменьшено, вы можете узнать, взглянув на заголовок окна изображения (не окна программы). Кроме того, данная величина будет также продублирована в строке состояния программы - в самом левом ее конце (строка состояния имеется практически у большинства Windows-программ - в них отображается наиболее существенная информация о происходящих на данный момент действиях, и находится она в самом низу рабочего окна программы) и в левом нижнем углу палитры «Навигатор» (Navigator).
Если изображение открыто целиком, то это не всегда удобно для его редактирования и внесения изменений в некоторые мелкие участки, поэтому рисунок зачастую приходится увеличивать. Проще всего это выполнить в палитре «Навигатор» при помощи имеющегося в ее нижней части ползунка, перемещая который вправо или влево, можно быстро добиться нужного увеличения или уменьшения. А если в поле слева от ползунка вы сразу наберете нужный вам процент отображения изображения и нажмете на клавишу «Enter», то сразу перейдете к нужному размеру. На рисунке 5 вы можете видеть, что та область, которая отображена на нашем рисунке, на эскизе помечена красной рамкой. Вы
можете подцепить эту рамку курсором мыши и перенести к тому месту изображения, над которым собираетесь работать в данный момент.
Также хотел бы обратить ваше внимание на две кнопки имеющихся на панели инструментов (screen 6). Двойной щелчок мыши по кнопке 1 поможет моментально подогнать изображение под размер рабочего окна, а двойной щелчок по кнопке 2 отобразит рисунок в реальном размере-100%. Ну и, конечно, не стоит забывать о «горячих клавишах» для зуммирования изображения - «Ctrl+Z+(+)» для увеличения и «Ctrl+Z+(-)« - для его уменьшения.
Но даже произведя увеличение до нужного размера, не всегда бывает удобно работать с большими изображениями. Тогда на помощь приходит возможность изменения режима показа изображения. Существуют следующие режимы: стандартный экран - когда окно с изображением целиком находится внутри рабочего окна Adobe Photoshop; развернутый экран - изображение будет во весь экран без полос прокрутки, при этом на экране остаются все палитры и строка меню (область вокруг изображения будет окрашена в серый цвет); полноэкранный размер - аналогичен предыдущему режиму, но в данном случае не будет отображаться строка меню, а область вокруг изображения будет окрашена в черный цвет. Переключение между этими режимами производится кнопками на панели инструментов (screen 7) либо командами из меню «Вид» » «Вид экрана», но удобнее всего это делать при помощи «горячей клавиши» - «F», поочередное перещелкивание которой производит изменение режимов отображения.
К некоторому сожалению, случаются ситуации, когда к месту редактирования изображения невозможно подобраться по той причине, что оно скрыто панелью инструментов или палитрами. В таком случае вам поможет следующий прием: нажатие комбинации клавиш «Shift+ТаЬ» убирает с экрана монитора все палитры, а нажатие только одной клавиши «Tab» убирает практически все с экрана, оставляя лишь строку меню. Таким образом, вы беспрепятственно можете получить доступ к любому труднодоступному участку вашего изображения.
Как часто внося какие-либо изменения в изображение, мы позже спохватываемся - а что собственно изменилось в изображении? Как сравнить с исходником, если он уже «отредактирован»? Да все просто - создайте копию исходного изображения перед началом работы. Если же вы возьмете себе это за правило перед выполнением любой работы в Photoshop, то вы всегда будете застрахованы от нечаянно испорченных рисунков и у вас всегда будет оригинал изображения для сравнения с редактируемым. Делается это просто: щелкните правой клавишей мыши по строке названия изображения и из контекстного меню выберите команду «Дублировать...». Вы также можете найти эту команду в выпадающем списке команд меню «Изображение». После ее выбора перед вами откроется диалоговое окно (screen 8), куда вам следует вписать название копии или же оставить придуманное по умолчанию самой программой и нажать кнопку «ОК». Теперь можете спокойно работать с копией изображения, не опасаясь за утрату оригинала. Кстати, копий можно делать сколь угодно много (зависит от объема оперативной памяти вашего компьютера и места на жестком диске), что вам позволит проводить самые различные эксперименты и затем сравнивать между собой получившиеся результаты работы.
В качестве иллюстрации возможностей программы Adobe Photoshop давайте рассмотрим такой прием, как «Клонирование», т.е. дублирование части рисунка в пределах одного изображения (данный инструмент можно с успехом использовать для клонирования изображения на разные слои одного рисунка или с одного изображения на другое). Для этого нам понадобится инструмент «Клонирующий штамп» (Clone Stamp - «Shift+S»). Далее на панели опций инструмента найдите поле «Кисть» и щелкните по стрелке, чтобы открылся выпадающий список с видами и размерами кистей. Выберите нужный тип кисти и ее размер в соответствии с размером клонируемой области (если вы это не сделаете сейчас, то выбрать нужный размер кисти, но не вид, можно позже использованием клавиш «[» - уменьшить размер кисти и «]» - увеличить размер кисти). Кроме того, на панели опций мы можете сразу же указать еще ряд параметров - режим смешивания, непрозрачность (в процентах) и др. . В случае если вы хотите, чтобы новое изображение наносилось сразу одновременно на все видимые слои, то можете поставить галочку в поле «Использовать все слои».
Теперь перемещаемся в область изображения, нажимаем и удерживаем клавишу «Alt» и щелкаем курсором мыши на том фрагменте, который собрались клонировать. Далее отпускаем клавишу «Alt» и отводим курсор (вернее кисть) на то место, куда мы собрались наносить копию исходного. Нажимаем левую клавишу мыши и начинаем «рисовать» клона.
Таким образом вы научились создавать «клона», а если вы желаете создать несколько «клонов», соответствующих одной и той же исходной точке, то позаботьтесь заблаговременно снять галочку с пункта «Выравнивание» на панели опций инструмента. В этом случае курсор будет всегда «возвращаться» к исходной точке, как только вы отпустите кнопку мыши.

В конце концов, после внесения десятков различных изменений в свое изображение начинаешь понимать, что в какой-то момент все пошло не так, как задумывалось изначально. А это значит, что пришло время рассмотреть нам еще один весьма полезный инструмент - палитру «История».

Когда вы обнаруживаете, что только что выполненная операция не улучшила изображение, а несколько даже ухудшила его, то можете запросто отменить его. Делается это либо командой из меню «Редактирование» » «Назад», либо простейшим сочетанием клавиш - «Ctrl+Z». Но так удобно «отменить» лишь одно, последнее действие. Для отмены же более ранних действий придется воспользоваться уже другой комбинацией - «Alt+Ctrl+Z», таким образом вы можете последовательно отменять одно за другим все предыдущие операции. Конечно, это занимает весьма продолжительное время, поэтому в программе Adobe Photoshop реализована достаточно полезная функция - палитра «История». Она не только фиксирует все выполненные вами операции, но и записывает название выполненного вами действия. Но самое главное - с ее помощью вы можете моментально переместиться на сколь угодно много (до 99) шагов назад (screen 9). По мере добавления в историю изменений новых действий самые первые из нее «стираются».

Палитра «История» способна запоминать перечень выполненных действий в двух режимах - линейном и нелинейном. Рассмотрим сначала линейный режим: для примера, последнее ваше действие будет числиться в истории 90-м с момента начала редактирования. Затем вы передумали делать так и решили поступить с изображением несколько иначе - вы решили отменить все действия после 30-го и начать рисовать по-другому. В этом случае все действия с 31 -го по 90-е будут стерты из памяти истории работы и пойдет новый отечете 31 -го действия. Это стандартный вариант работы. А теперь посмотрим, как поведет себя «История» в случае нелинейного режима. В нем вы можете отменить, например, 30-е действие, но тем не менее все последующие (с 31 -го по 90-е) будут сохранены, т.е. вы можете удалить любое действие из «Истории», в то время как другие (последующие) будут в ней сохранены.

Включается режим «нелинейности истории» в диалоговом окне «Опции истории» палитры «История», которое открывается из дополнительного меню палитры (кнопочка с двумя стрелками в правом верхнем углу чуть ниже кнопки с крестиком) «Настройки истории...» В этом диалоговом окне просто ставите галочку в соответствующем месте и щелкаете по кнопке «ОК».

Выше уже говорилось о том, что в историю записывается 99 действий. Но ведь редактирование может занять и 200, и 500 и даже более 10ОО действий. Но как же тогда вернуться к тем действиям, которые были выполнены достаточно давно и поэтому были стерты из истории? В таком случае нам поможет функция создания временных снимков-фотографий изображений (скриншотов). Для этого на палитре «История» имеется специальная кнопка - «Создать фотографию». Вы также можете в любое время делать сколь угодно много снимков, но имейте в виду, что они сохраняются в памяти лишь временно - пока открыто для редактирования ваше изображение.

Продолжение следует >>>