Панорама - довольно интересный вид фотографии, привлекает внимание своей красотой и охватом большого пространства. Съемка и склейка панорам имеет свои особенности и приемы, но этот процесс не настолько сложен, как может показаться. Применять панорамную съемку целесообразно в том случае, если объектив не позволяет захватить объекты, которые вы хотите поместить в кадр. Это может быть съемка архитектурных сооружений, видов города или пейзажная съемка. Панораму можно распечатывать на больших форматах, так как технология съемки позволяет сохранять детализацию снимка.

Для начала рассмотрим виды панорам. По количеству склеиваемых кадров они могут быть однорядными и многорядными. Многорядная панорама будет близка к обычной фотографии по композиции, ее преимущество в лучшей детализации снимка.

По способу компоновки и склейки кадров панорамы бывают вертикальные и горизонтальные. Чаще всего снимают горизонтальные панорамы.

Для съемки панорамы понадобится штатив. Съемка со штатива позволяет зафиксировать фотоаппарат, избежать смещения объектов и линии горизонта в кадрах, что облегчит дальнейшую склейку панорамы.

Второй важный момент - это ручные установки параметров съемки. Автоматический режим в данном случае не подойдет, поскольку кадры получатся разные по тону и фокусировке. При автоматической фокусировке неизвестно, как поведет себя фотоаппарат, объекты какого плана окажутся в фокусе. Из-за разницы в фокусировке на всех кадрах панорама будет неудачной после склейки, возможно появление размытых участков.

Рассмотрим расположение кадров горизонтальной панорамы. При съемке фотоаппарат рекомендуется закрепить на штативе вертикально. Несмотря на то что таким образом увеличивается количество кадров, это позволит значительно сократить возможные искажения при съемке.

Степень оптического искажения зависит от свойств объектива и его качества, а зона возможных искажений расположена следующим образом (screen 1).

Теперь представим, как эти искажения могут повлиять на качество панорамы.

При склейке горизонтальных кадров панорама выглядит так (screen 2).

Как видите, зоны искажений соприкасаются, следовательно, качество готовой работы может пострадать. Объекты, расположенные на одном уровне по горизонтали, если попадут в зону искажения, могут выглядеть размытыми по сравнению с теми, которые находились в момент съемки в центральной части кадра.

Преимущество склейки вертикальных кадров очевидно (screen 3).

Панорама немного увеличивается по высоте.

Зона возможных оптических искажений уходит из центральной части панорамы, которая является наиболее важной. После склейки панорама получится с наименьшими искажениями, близкими к естественным.

Рекомендуется снимать панораму, когда солнце закрыто облаками. Возможно, будет заметна разница в освещенности в разных частях панорамы. Поэтому учиться снимать панорамы желательно в такую погоду, когда освещение более или менее ровное. Продумайте вашу панораму, выберите объекты, которые будут расположены в сюжетном центре, предполагаемое количество кадров, расстояние до объектов. Затем определите место, откуда вы будете снимать. Старайтесь выбрать точку съемки так, чтобы объекты переднего плана находились на расстоянии не менее 30 метров.

Установите все параметры съемки вручную. Для начала попробуйте снять самую светлую часть панорамы, при необходимости корректируйте параметры съемки, пока не добьетесь наилучшего результата.

Надежно установите штатив, чтобы при повороте камеры не сбить его положение. Выравнивание линии горизонта должно быть идеальным. Если есть небольшой угол наклона камеры, то при ее повороте линия горизонта может сместиться. Старайтесь очень осторожно поворачивать камеру «на глаз», если на штативе нельзя задать угол поворота.

Съемку панорамы рекомендуется начинать с крайнего левого кадра и вести слева направо, склеивать кадры удобнее в таком же порядке. Если вы решили снимать несколько панорам, между ними можно делать промежуточный кадр, который будет отделять части одной панорамы от другой, сфотографируйте лист бумаги, например. Тогда вам будет значительно легче разобраться с файлами, когда вы их скопируете на компьютер.

Снимайте с небольшим нахлестом, даже не пытайтесь снимать «встык», это значительно усложнит склейку кадров. Слишком большого наложения кадров тоже следует избегать. Главное снимать так, чтобы опорные объекты (деревья, дома и т.п.) по возможности попадали в края соседних кадров. С наложением кадров друг на друга в этом случае будет проще работать, совмещение легче выполнить по опорным объектам. Одну и ту же панораму можно снять и собрать разными способами. Прежде чем снимать, продумайте, по каким опорным точкам можно будет собрать вашу панораму.

Попробуйте снять несколько панорам, а затем выбрать наиболее удачный вариант для склейки.

Склейку панорамы можно выполнить в графическом редакторе Adobe Photoshop.

Для начала откройте все кадры в фотошопе, склейку начинайте с крайнего левого кадра.

1. Делаем первый кадр слоем, по умолчанию он обозначен как Background (Фон). Двойной щелчок правой кнопкой мыши на слое в палитре слоев, в выпадающем окне нажимаем «ок». Теперь с кадром можно работать, как со слоем.

2. Увеличиваем размер холста по горизонтали вправо, относительно первого кадра. Image (Изображение) Canvas Size (Размер холста). Выставляем предполагаемые размеры панорамы, размер холста нужно увеличить в правую сторону, чтобы первый кадр остался на месте, необходимо указать это стрелками. Не бойтесь ошибиться с размерами на данном этапе, их всегда можно будет отредактировать в процессе работы.

Перетаскиваем в этот документ остальные кадры панорамы. Чтобы в процессе работы не мешали остальные кадры, можно перетаскивать их по одному и сразу склеивать с предыдущим кадром.

Для того, чтобы упростить состыковку кадров при склеивании, можно использовать прозрачность. Рассмотрим это на примере.

Две части панорамы, отснятые внахлест. Здесь есть опорный объект, по которому можно ориентироваться при склейке, это берег острова.

Увеличиваем размер холста по горизонтали, перетаскиваем второй кадр к первому. Первый кадр должен остаться нижним слоем. Для второго кадра устанавливаем прозрачность около 50%, теперь мы немного видим нижний слой. Состыковать опорные объекты намного проще, если видеть их очертания сразу на двух слоях.

Второй кадр панорамы теперь на своем месте, необходимо вернуть исходное значение прозрачности 100%. Аналогичным образом добавляем остальные кадры.

Напоследок еще несколько советов. Выбирайте удобную точку съемки, учитывайте, что камеру нужно будет поворачивать и при этом случайно не сбить ее положение. И камера, и фотограф должны находиться в устойчивом положении. Не следует снимать панораму в такую погоду, когда солнце то прячется, то появляется из-за облаков. Быстро плывущие по небу облака тоже могут добавить сложностей при склейке кадров. В этом случае можно воспользоваться инструментом Eraser Tool (Ластик), поработать им в местах неудачной состыковки облаков. И еще важный момент - следите, чтобы в соседних кадрах, в местах предполагаемой состыковки, не присутствовали движущиеся объекты.

В такой ситуации лучше не спешить, а выбрать подходящий момент для съемки. Следует подождать, когда объект займет такое положение, при котором он будет находиться в одном в кадре и не будет попадать в края соседних. Опорные объекты, по которым вы будете производить состыковку кадров, должны быть только статичными.