В наше время программисты довольно востребованный У каждого программиста свое мнение по поводу языка программирования. Их существует великое множество - Basic, Delphi, С++, Pascal, Java, PHP... В этой статье мы остановимся на языке программирования Delphi.

Попробуем разобраться, в чем сильные стороны языка программирования Delphi. Вот некоторые из них:

Большие возможности

Язык Delphi дает возможность разрабатывать программы различного рода: от простенького редактора каких-нибудь файлов до серьезных программ вроде баз данных и профессиональных сетевых программ. Это же можно рассматривать и как недостаток. Например, если имеются старый телевизор, у которого есть только кнопка включения и ручка для переключения, и новый телевизор с огромным набором функций, то новичку сложнее будет разобраться с новым телевизором, потому что им сложнее управлять. То же самое наблюдаем и здесь. Начинающему программисту сложно сразу «въехать» в этот язык, поэтому небольшие знания и умения программирования в Pascal не помешают.

Создание Windows-программ

Delphi создает .ехе файл не для MS-DOS (как Turbo Pascal), а полноценное Windows-приложение (т.е. с визуальным интерфейсом - окнами, кнопками и полями, в которые вводится текст), которое будет работать в любой версии Windows.

Написание своих кодов для других разработчиков

Ha Delphi вы всегда можете написать коды, которыми можете пользоваться не только вы, но и другие разработчики (создание компонентов и модулей). В отличие от Delphi Visual С++ не позволяет писать свои компоненты.

Эти несколько положений позволяют нам понять, как важно знать Delphi. Давайте рассмотрим среду программирования этого языка. После установки и запуска Delphi на экране вы увидите множество окон (screen 1). Соглашусь, немного непривычно, особенно после работы в

Microsoft Office Word. В самом верху располагается главное окно среды (1) - здесь вы увидите меню и управляющие элементы. 2 - это окно редактора кода, в котором, собственно, и будет программирование. Наконец, 3 - это окно конструктора форм, в которую можно «положить» множество всего.

Попробуем написать свою первую программу на Delphi. При этом предполагается, что вы знакомы хотя бы с основами Паскаля. Работу над любым проектом можно представить так:

Установка цели (зачем нужен будет этот программный продукт и для чего);

Разработка алгоритма (не обязательно всего, можно написать только основные моменты);

Разработка интерфейса (как будет проходить диалог с пользователем);

Написание программного кода;

Отладка (чтобы программа работала правильно и без ошибок);

Альфа-тестирование (разработчик сам тестирует программу);

Бета-тестирование (выпускается бета-версия для тестирования пользователями);

Выпуск продукта (и только здесь продукт увидит свет!).

Для простых программ можно пропускать некоторые шаги (вроде разработки алгоритма, бета-тестирования и выпуска). Мы напишем простенькую программу, которая будет выводить на экран какую-нибудь фразу (например, «Hello, world!»).

Начинаем создавать интерфейс. В главном окне среды (1), справа от кнопок, вы увидите так называемую Палитру компонентов. Выберем вкладку Standard и наведем мышь на иконку в виде буквы А. Появится подсказка с текстом Label (надпись, метка). Нажмем на иконку и щелкнем по окну 3 - это вид окна нашего будущего приложения. Должно получиться что-то вроде screen 2. Вот, собственно, и все - надпись есть. Но мне не нравится текст «LabeM» - мне хочется написать что-нибудь другое. Выделим нашу метку щелчком и ищем окно Инспектор объектов. В нем находится табличка из двух колонок. В левой колонке ищем ячейку с надписью «Caption» (заголовок). В ячейке напротив видим текст: «LabeM» (screen 3). Меняем его на любой другой (Hello, world!). Текст надписи также изменился (screen 4).

В Инспекторе объектов находятся свойства всех объектов (компонентов), находящихся на окне (форме). Меняя их, можно изменить внешний вид компонентов или заставить их что-либо делать.

В качестве тренировки предлагаю изменить шрифт и размер надписи - уж больно она мелкая. Находим в Инспекторе свойство Font (шрифт). При его выборе справа появляется кнопка с тремя точками (screen 5). Смело нажимаем ее - и появляется окно редактора шрифта (screen6). Можно установить любые параметры. У меня получилось вот что (screen 7).

Теперь сохраните проект (Файл-Сохранить все) и придумайте имя модулю (имя по умолчанию Unitl) и проекту (Projectl). Лучше сохранить проект в отдельной папке, потому что файлов проекта очень много и папка может превратиться в свалку.

Теперь нажмите F9. Проект ском-пилируется, и программа запустится (screen 8). Загляните в каталог, в который вы сохранили проект, - там вы найдете ехе файл.

Вот и все. Можете вместо надписи «Hello, world!» написать свое имя. Если что-то не получилось, пишите!