В России для обработки фотографий и других растровых изображений обычно используют Adobe Photoshop. Это факт. Как и то, что большинство копий - пиратские. Стоимость лицензии на Adobe Photoshop CS4 - $699 (около 20 тыс. рублей). Согласитесь, сумма для нашей страны огромная. Есть ли бесплатная альтернатива? Разумеется. Лидерство среди открытых растровых графических редакторов уже долгое время удерживает GIMP. Вот о нем сегодня и пойдет речь. В этой статье мы расскажем о его истории, особенностях, преимуществах и недостатках редактора, планах на будущее. А вторая часть будет посвящена конкретным разборам наиболее популярных действий по обработке фотографий. Именно разбора практических действий зачастую не хватает тем пользователям, которые хотят перейти на бесплатное ПО.


Проект GIMP (GNU Image Manipulation Program) был основан в 1995 году Спенсером Кимбеллом и Питером Маттисом как дипломный проект, в настоящий момент поддерживается группой добровольцев. Распространяется на условиях GNU General Public License. Т.е., проще говоря, бесплатно. Изначально сокращение «GIMP» означало англ. General Image Manipulation Program, a в 1997 году полное название было изменено на «GNU Image Manipulation Program», и программа официально стала частью проекта GNU. Проект поддерживает следующие платформы: GNU/Linux, MS Windows, FreeBSD. В редактор встроена поддержка нескольких десятков языков. Есть portable-версия.

С помощью GIMP можно создавать графические изображения, логотипы, масштабировать и кадрировать фотографии, раскрашивать, комбинировать картинки с использованием слоев, преобразовывать изображения в различные форматы.

Первое время GIMP разрабатывался исходя из личных предпочтений разработчиков, дизайн и удобство пользования оставляли желать лучшего. Последние пять лет была проделана большая работа в этом направлении. Но ввиду того, что проект некоммерческий, изменения появляются не так быстро, как хотелось бы пользователям.

Традиционно GIMP считается свободным аналогом Adobe Photoshop, хотя сами разработчики часто возражают против такой формулировки. И они правы: по мощности и удобству GIMP сильно уступает продукту корпорации Adobe. Но на базе Linux и FreeBSD ему, по сути, нет равных. Существующие другие бесплатные растровые редакторы Krita, Paint.NET, Tux Paint не могутс ним равняться.

Что умеет делать GIMP?

В нем есть неплохой набор инструментов цветокоррекции (о нем в следующей части «GIMP на практике»), редактор умеет корректировать геометрические искажения, удалять дефекты на изображениях, неплохо реализовано управление цветом, имеются функции рисования. Интерфейс легко настраивается с помощью плавающих палитр. Любое меню можно превратить в свободно перемещаемое окно. Не вызовет сложности перенастройка клавиатурных комбинаций, действий мыши.

GIMP обладает следующей совместимостью с Adobe Photoshop:

— файлы в формате PSD (с ограничениями);

— файлы кистей (без поддержки динамики);

— действия (actions), за счет gimp-sharp (степень реализации 50%);

— расширения в формате 8bf с помощью проект PSPI.

Дополнительный функционал наращивается с помощью различных плагинов. Это плагин для работы с RAW-файлами, аналог известной пользователям Photoshop'a функции «Save for Web», наборы различных фильтров, преобразование цветового пространства из RGB в CMYK и многое другое. Большинство плагинов англоязычные.

Собственный формат файлов XCF может сохранять в себе текст, каналы, контуры и сами слои изображения. Если добавить к имени файла gz или bz2, сохраняемое изображение будет автоматически сжато. При последующем открытии не нужно будет разархивировать файл: GIMP поймет его без проблем.

Что GIMP не умеет делать?

Несмотря на хорошую функциональность, этот редактор практически невозможно использовать в профессиональной сфере дизайна, полиграфии, фотографии. Основные причины следующие:

— нет поддержки плашечных цветов (и палитры Pantone - по лицензионным соображениям);

— нет полноценной поддержки цветовых моделей, CIELAB и CIEXYZ;

— нет поддержки режима 16 и более разрядов на цветовой канал;

— нет поддержки HDRi и операторов отображения тонов;

— нет процедурных (коррекционных) слоев и эффектов слоев.

Впрочем, в более простых случаях (к примеру, обработка фотографий) GIMP со своими задачами прекрасно справляется.

Отсутствуют и средства автоматической записи сценариев. Взамен предлагается писать сценарии на различных языках программирования (TinyScheme, Python, Ruby, Perl, C#). Удобно для тех, кто разбирается в этом, но совершенно не годится для большинства пользователей.

Разумеется, проект развивается, и слабые стороны постепенно устраняются. Так, к версии 2.8 разработчики обещают наконец-то реализовать однооконный интерфейс (сейчас программа использует несколько независимых окон).

Что появилось нового в версии 2.6?

1. С этой версии начался постепенный процесс смены старого ярда на новый GEGL. К примеру, в меню «Цвет» появился пункт «Использовать GEGL». Впрочем,

пока этот режим лучше не использовать, так как работает он значительно медленней старого ядра (зато обладает хорошим потенциалом по увеличению скорости).

2. Появилась возможность изменять размер кисти, ее жесткость, непрозрачность и цвет в зависимости от скорости движения по холсту, в зависимости от силы нажима.

3. Добавилась возможность изменения размера текстового слоя; совмещать использование свободного и комбинированного выделения (при помощи многоугольников).

4. Параметры инструментов цвета теперь запоминаются автоматически, им даже можно задать названия, а настройки кривых или уровней сохранить на будущее.

5. У инструмента обесцвечивания появился пред-просмотр.

6. Новая статусная строка показывает больше информации. При изменении масштаба можно вводить собственные значения.

7. Визуально улучшен интерфейс. Перевод некоторых кнопок и пунктов меню стал больше соответствовать правилам русского языка.

8. Откорректирован загрузчик формата PSD, теперь он корректней обрабатывает файлы этого формата.

Что можно ожидать в версии GIMP 2.8


1. Версия 2.8 - это продолжение интеграции нового ядра GEGI-для последующей замены старого ядра GIMP. В GEGL уже включены некоторые функции для работы с вектором и кривыми, в версии 2.8 появится векторный слой, содержащий контур с заливкой и обводкой, который можно редактировать как векторный объект. По мнению разработчиков, это большой шаг вперед, так как упростит работу с большими изображениями, градиентной заливкой, текстурами и цветом.

2. Однооконный интерфейс с табами появится вдобавок к мультиоконной структуре, которая реализована в GIMP (между двумя типами интерфейсов можно будет переключаться). Некоторые панели можно будет сделать «плавающими», отсоединив их от главного окна и пристыковывая их друг к другу.

3. Поддержка цветовых моделей, в частности CMYK и Lab, поддержка более 8 бит на цветовой канал. В бета-версии GIMP 2.7.0 изображения в CMYK и Lab уже нормально открываются, но при этом сразу конвертируются в RGB.

4. Новые вейвлет-фильтры, которые не изменяют изображение, а создают другое его представление в виде слоев с разной степенью детализации. Дальнейшее редактирование идет вручную по каждому отдельному слою.

5. Неразрушающее редактирование в виде долгожданных «Корректирующих слоев» и «Эффектов слоев».

6. Мультитрансформирующий инструмент. Уже давно ведутся работы по объединению всех инструментов трансформирования (проекция, искажение, повороти масштабирование) в один интуитивный понятный инструмент.

7. В GIMP 2.8 добавится диалог экспорта, в котором можно будет сохранять проекты в форматы, отличные otXCF.

8. Начиная с версии GIMP 2.8, любое изображение, открытое или созданное в GIMP, будет становиться частью нового проекта. В проект включаются слои, маски, контуры, каналы, содержащиеся в одном изображении.

Полезные ссылки:

www.gimp.org (англ.) - Официальный сайт GIMP.

www.registry.gimp.org (англ.) - Реестр расширений для GIMP.

www.gimp-win.sourceforge.net (англ.) - GIMP для Windows.

www.www.progimp.ru (рус.) - Портал про GIMP.

www.gimper.ru (рус.)— Сообщество GIMP.