Почему все критикуют экраны tn
Перейти к содержимому

Почему все критикуют экраны tn

  • автор:

Почему все критикуют экраны tn

HardWarrior тебе надо в тему «Тупые» вопросы, которые вы хотели задать, но боялись спросить. (часть #3) , а не плодить кучу своих.

Эти матрицы отличаются как небо и земля хотя бы в плане подсветки. Были CCFL, а теперь LCD. На этом фоне большая разница в максимальных показателях яркости. На CCFL подсветке легко можно было взять TN со значением в 300кд/м², а сейчас у современных TN только во сне это можно увидеть, удел такой яркости уже IPS. Как пример непревзойдённого бюджетника LG Flatron W2243S 2010-го года. В целом-же как раньше, так и сейчас TN TN-ну рознь.

_________________
99% проблем с компьютером сидит в 40 см. от монитора
Запчасти для смартфонов, ноутбуков, планшетов — https://tfl-shop.ru/?promo_id=48460

Новая тема / Ответить Сообщений: 4

Часовой пояс: UTC + 3 часа

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Сравнение матриц мониторов — TN и *VA.

Давно меня мучал вопрос: чем отличаются изображение у современных мониторов с матрицами TN, S-IPS, S-PVA, P-MVA. Мы с другом ne0, решили сравнить.

Для тестов взяли два 24» монитора (на S-IPS к сожалению не нашли ничего:( ):
— на дешевой матрице TN Benq V2400W
— на матрице P-MVA средней категории Benq FP241W.

Характеристики кандидатов:

Benq V2400W

Тип матрицы: TN+Film
Дюймы: 24″
Разрешение: 1920×1200
Яркость: 250 кд/м2
Контрастность: 1000:1
Время отклика: 5мс / 2 мс GTG

Benq FP241W

Тип матрицы: P-MVA (AU Optronics)
Дюймы: 24″
Разрешение: 1920×1200
Яркость: 500 кд/м2
Контрастность: 1000:1
Время отклика: 16 мс / 6 мс GTG

Тенденции последних лет

Матрицы TN (TN+film) улучшают по цветопередаче, яркости и углам обзора.
Матрицы *VA (S-PVA/P-MVA) улучшают по времени отклика.

До чего дошел прогресс?

Уже сейчас можно смотреть фильмы на матрицах TN(TN+Film), работать c цветом в редакторах.
На *VA играть в игры без эффекта замыленности (motion blur).

Но и различия всё таки есть.

Яркость

У Benq V2400W (TN) изначальные настройки цветов (RGB) установлены практически на максимум. При этом по яркости (на максимальных настройках) он не дотягивает до *VA (на средних настройках). В сравнениях с другими TN мониторами указывают, что у V2400W яркость ниже, чем у конкурентов (увы, мы сравнить не смогли 🙂 ), но могу с уверенностью сказать, что яркость *VA мониторов будет выше, чем TN мониторов.

У Benq FP241W (*VA) из-за яркости подсветки — чёрный тоже яркий. У TN — чёрный остался абсолютно чёрным, когда мы сравнивали включенное и выключенное состояния мониторов. Возможно это отсутствует на других моделях *VA и присутствует у TN. (жду комментариев с проверкой этого утверждения 🙂 )

Чёрный цвет *VA нисколько не мешает в работе и ассоциируется с чёрным (слава нашим привыкающим глазам 🙂 и хорошей контрастности 1000:1 монитора). И разность яркостей чёрного видна только в сравнении (когда один монитор поставить рядом с другим).
За счёт высокой яркости цвета на *VA кажутся немного насыщенней, а белый цвет белее у *VA — на TN, в сравнении, он кажется серым.
Такой эффект вы сами замечали, когда например переключали температуру цвета на мониторе с 6500 на 9300, когда ваши глаза уже привыкли к другой цветовой температуре (наверное здесь большинство хабралюдей полезло менять температуру 🙂 ). Но когда глаза снова привыкают, на TN белый становится снова белым :), а другая температура либо голубее, либо желтее.

Цвета

Цвета у TN мониторов и *VA можно хорошо откалибровать (чтобы трава была зеленая, небо голубое, а цвета кожи на фотографиях не желтели).

На TN мониторах хуже различаются близкие друг к другу яркие и тёмные цвета (например, ярко-голубой с белым, на облаках, близкие к чёрному (4-5%) и белому (3-5%)). Ещё различия этих цветов меняются в зависимости угла обзора, переходя в негатив, либо исчезают. Но похоже за счёт этого на TN мониторах чёрный является действительно чёрным.

У *VA виден полный спектр цветов — на хорошей видеокарте и настройках видны все градиенты цветов от 1 до 254, не завися от угла обзора.

Фотографии на обоих мониторах смотрелись хорошо и имели достаточно насыщенные цвета.

Оба монитора имеют 16.7 Млн цветов (а не 16.2, как у некоторых TN) — градиенты выглядели идентично без цветовых «промахов».

Углы обзора

Первое основное отличие TN и *VA — это углы обзора мониторов.

Если смотреть на TN монитор прямо в центр, то сверху и снизу экран начинает немного искажать (затемнять) цвета. Это заметно на ярких цветах и тёмных цветах — тёмные цвета становятся чёрными, а яркие сереют. Слева и справа затемнение от угла заметно намного меньше — что скорее всего и подталкивает производителей делать мониторы с большой диагональю широкоформатными (wide) :). Плюс, из-за этого эффекта некоторые цвета начинают переходить в другие и сливаться.
Сверху и особенно снизу на TN монитор смотреть сложно — малоконтрастные цвета искажаются, становятся блеклыми, инвертируются и сливаются очень сильно.

На *VA мониторах искажения цвета (вернее яркости) тоже присутствуют. Если смотреть на монитор в центр на расстоянии менее 40 см, то на белом цвете видны небольшие побледнения по углам монитора (см. рисунок), которые захватывают около 2-3% углов. Цвета не искажаются. То есть, если смотреть на монитор с самого большого угла наклона, то картинка не потеряет своих цветов, просто она будет немного засветлена.
Из-за отсутствий искажений *VA мониторы делают поворачивающимися на 90 градусов.

Просмотр видео на TN с дивана возможен, но только его необходимо направить точно на смотрящих (по вертикали). С *VA проблем с поворотом экрана на зрителя не возникает, фильм можно смотреть практически с любых углов. Искажения не значительны.

Время отклика

Второе основное отличие — это время отклика. Бывшее.
Уже сейчас во всю ногу шагают системы overdrive — и если раньше это играло главную роль, то сейчас ушло на второй план.

Мониторы TN в этом направлении лидируют и считаются лучшими для геймеров. Шлейфов на них не видно уже достаточно давно. На фотографиях — летящий в угол квадрат удваивался.

Мониторы *VA смотрят на TN пятки. Поиграв в Team Fortress 2, W3 Dota, Fallout 3, никаких искажений и размытых шлейфов (blur-эффекта) не было замечено. Просмотр видео тоже увенчался успехом. На фотографиях — летящий в угол квадрат утроился.

Визуально, в тесте, если хорошо приглядеться, бегающий квадрат на матрице *VA имел всего в 1.1 раза больший шлейф.

Что бы я выбрал?

Если вы пытаетесь выбрать между S-IPS или *VA матрицами и не знаете, что выбрать, то я советую *VA, которым вы будете очень довольны. *VA отлично подходит для работы с цветом — переплачивать в 2 раза больше за название матрицы и большие углы обзора S-IPS, по сравнению *VA не стоит — разница в качестве не стоит этих денег.

Для игр, офисных/интернет дел, просмотра фотографий, простейшего редактирования картинок, фотографий и видео, и просмотра фильмов в одиночку — отлично подойдёт TN. Даже при необходимой сноровке + специфических режимов SuperBright (Video) можно смотреть фильмы на TN на диване при незначительных, незаметных искажениях цветов (а, да зачем они фильму 🙂 ).

Для обработки фотографий, работы с цветом в видео (в нужных местах смонтировать можно и на TN, ага?), рисованием на планшете, лучше подойдёт *VA. В бонус — на нём отлично можно смотреть фильмы, развалившись в кресле (высокая яркость в помощь). А играть и заниматься интернет/офисными делами на нём так же удобно, как и на TN.

p.s. После покупки *VA, я сразу заметил на «Welcome screen» в Windows XP слева снизу фиолетовый градиент :), чего не замечал на старых TN.

TN против IPS: выбираем ноутбук для игр по экрану

Геймер, привыкший менять компоненты домашнего PC по принципу «Чем мощнее, тем лучше», в ноутбуке тоже сперва оценивает железо – процессор, объём оперативки, модель видеокарты, количество и удобство расположения портов. Зато экрану достаётся куда меньше внимания. А зря, ведь, в отличие от десктопа, здесь дисплей просто так не заменишь новым. Тогда какой именно «заточен» под игры и на что обращать внимание при покупке? Чтобы ответить на эти вопросы, надо слегка вникнуть в теорию, а затем разобраться с преимуществами разных решений на практике.

Как устроен LCD-экран?

Уже из названия Liquid Crystal Display (LCD) понятно, что в основе – жидкие кристаллы. Это молекулы продолговатой формы, поэтому их иногда называют нематическими, от греческого слова «нема» – «нить». Они способны вести себя как жидкость, но тем не менее создают устойчивые структуры. Фокус в том, что их ориентацию в пространстве и, следовательно, оптические свойства можно менять электричеством. Подаёте на них напряжение – и кристаллы синхронно реагируют, будто солдаты в строю после команды «Налево» или «Направо». Только представьте, что степень их поворота зависит от громкости приказа.

Если не вдаваться в объяснение законов природы, всё просто.

Если не вдаваться в объяснение законов природы, всё просто.

При незначительном напряжении края молекул едва тронутся с места, а если запитать их по полной, крутанутся до отказа. В зависимости от угла поворота, они пропускают сквозь себя разное количество света. Но как закрыть эту заслонку наглухо? Тут пригождается пара фильтров – вертикальный и горизонтальный, между которыми, словно котлета в гамбургере, зажаты наши кристаллы. В рабочем состоянии они проводят волны только с определённой поляризацией колебаний: «вертикальный» свет, двигаясь по кристаллам, на выходе становится «горизонтальным» – и мы его видим. Но стоит структуре измениться, как внешний фильтр из окошка превращается в преграду. На выходе в таком случае – темнота.

Теперь мысленно соберём микроскопическое устройство, руководствуясь этой идеей. Нам нужен источник света – обычно эту роль выполняют светодиоды (LED). Следом идёт ячейка с жидкими кристаллами, ограниченная с двух сторон слоями стекла (или пластика) и фильтрами, о которых сказано выше. Для выполнения задачи ячейка должна быть подключена к крохотному транзистору, дозирующему напряжение и тем самым меняющему положение молекул. Наконец, со стороны, обращённой к зрителю, ставим цветовой фильтр – в RGB-матрицах он может быть только красным, зелёным или синим, но надо иметь в виду, что существуют ещё RGBW, RGBY и RGBC. Все эти части вместе образуют субпиксель, самую мелкую точку адресации сигнала на экране.

Берём несколько таких элементов (по числу основных цветов матрицы) и получаем целый пиксель. Издали граница между точками неразличима, но если рассмотреть их в увеличении, станут видны разноцветные группы, которые складываются в узор вроде шотландского килта. Меняя прозрачность отдельных ячеек с кристаллами, компьютер создаёт не только светотени, но и миллионы различных оттенков. Например, для фиолетового глушит зелёные субпиксели, зато оставляет одинаково яркими красные и синие.

Вблизи белый объект на LCD-дисплее оказывается не таким уж и белым.

Вблизи белый объект на LCD-дисплее оказывается не таким уж и белым.

TN, IPS, VA – в чём разница?

Понять принцип действия LCD – ещё половина задачи, ведь технологию реализуют несколькими способами. Самые популярные – TN, IPS, VA и их вариации. Конечно, в придачу к жидким кристаллам есть экзотика вроде OLED (матрицы с органическими светодиодами), но если лэптопы с такими экранами и продаются в ближайших к вам магазинах, то стоят они заоблачно. Поэтому рассмотрим форматы, доступные простым смертным: разберёмся в их преимуществах, недостатках, а заодно прикинем, что там по игровой части.

TN – живая до сих пор классика, без которой ноутбуки с цветными дисплеями вообще не появились бы на свет. Аббревиатура расшифровывается как Twisted Nematics, то есть «закрученные нематические молекулы». И это вносит ясность в схему их работы: без электрического напряжения кристаллы образуют спиральную структуру, пропускающую сквозь себя свет. Но стоит подать ток через транзистор, как порядок частей «завитушки» разрушается, делая ЖК-ячейку менее прозрачной. Вот почему битые пиксели на TN-экранах белые, а не чёрные.

Обычно эти матрицы – самые доступные: если нужен недорогой ноутбук, обратите внимание. Либо, если цена всё же кусается, они чертовски быстры. Скорость отклика – время, необходимое для поворота ЖК-молекулы, – составляет у них одну-две миллисекунды, а высокая герцовка встречается во многих моделях, благодаря чему к TN питают тёплые чувства геймеры. Ведь порой исход онлайн-матча решает мгновение. Правда, положение жидких кристаллов в этих дисплеях нельзя настроить точно – отсюда проблемы с контрастом и передачей оттенков. Грубо говоря, картинка выглядит менее сочной, чем на IPS и VA. Добавьте слабые углы обзора, особенно по вертикали. А ведь это важно для пользователя, который смотрит на ноутбук вблизи и то крышку у него наклонит, то вообще развалится с ним на диване. В таком случае получить одинаково насыщенные края кадра – утопия.

Схематичное сравнение TN и IPS.

Схематичное сравнение TN и IPS.

IPS (In-Plane Switching) придумали как замену TN-технологии, решающую большинство её проблем. Прежде всего – с тонкой настройкой поворота кристаллов. Этого удалось добиться, расположив их по-новому: если в классических матрицах ток превращает спиральную структуру в прямую, то здесь при любом напряжении сохраняется определённый порядок. Вроде мелочь, но столько преимуществ: у IPS-экранов самая точная цветопередача, а вдобавок выше контрастность и шире углы обзора. Короче, использовать их – одно удовольствие. Только стоят они дороже, чем TN, – это сказывается и на цене всего ноутбука.

Существует ещё один нюанс: изначально ради красоты пришлось пойти на некоторые жертвы, поэтому долгое время IPS ставили в упрёк низкую (по сравнению с TN) скорость работы и стандартную развёртку в 60 Гц. Но за годы развития технологии разрыв удалось сократить до совсем незначительных величин, что и доказывают современные игровые ноутбуки. Никто же не будет всерьёз ломать копья из-за жалкой миллисекунды!

Экраны на основе VA (Vertical Alignment) разработаны как нечто среднее между TN и IPS – оттенки они передают лучше первых, а бьют по карману, как правило, слабее вторых. Конечно, время внесло коррективы – одни конкуренты поднаторели в улучшении отображаемой картинки, другие сделали цены пониже. Но идея, заложенная в VA, по-прежнему актуальна. В чём же секрет? Представьте субпиксели, разбитые на сегменты, словно планки жалюзи, которые закрываются по очереди. У молекул каждой отдельной ячейки мало углов поворота, благодаря чему достигается высокая скорость срабатывания, но все вместе они хорошо дозируют поток света и могут надёжно его перекрыть.

Принцип работы VA-матрицы хорошо виден под микроскопом.

Принцип работы VA-матрицы хорошо виден под микроскопом.

Вот почему VA-дисплеи обладают отличной контрастностью (вплоть до 1:1000) и ладят с HDR – большинство моделей с поддержкой расширенного динамического диапазона создано именно по этой технологии. С другой стороны, всем им свойственен эффект Black Crush, когда оттенки в тёмных участках кадра становятся различимы только при взгляде сбоку, а не под прямым углом. В играх это не вызывает особого неудобства – в отличие от работы с графикой. Так что профессионалы всё-таки предпочитают IPS, а технология VA, как и планировали её создатели, занимает среднюю нишу между низкой ценой и высоким качеством изображения.

На что ещё обратить внимание?

Помимо способа работы у ноутбучных экранов есть и другие характеристики, важные для геймера. Прежде всего – размер и разрешение. Казалось бы, никто не мешает дать волю обычной хотелке «Чем больше, тем лучше», но при выборе игрового лэптопа гораздо выгоднее соблюсти баланс. Допустим, вам предлагают две модели с одинаковым железом, но у одной диагональ дисплея 15.6 дюйма, а у второй – 17.3. Если поставить их рядом, разница в габаритах не так уж и велика, чего не скажешь о разнице в цене. Добавьте удобство ношения – мы всё-таки компактную технику обсуждаем – и получите пищу для размышлений.

Ещё один аспект, о котором редко вспоминают, – способность железа тянуть навороченную графику в нативном разрешении и с комфортной частотой кадров. Будь у модного офисного ульрабука хоть 4K-дисплей, его начинка либо не осилит современные экшены, либо превратит их в слайд-шоу. В лучшем случае поможет смена настроек внутри самой игры, но тогда деньги, потраченные на двойную порцию пикселей, вылетят в трубу. Зато геймерские модели при экране Full HD (1920 х 1080) имеют и высокую герцовку, и достаточно мощную начинку – никаких просадок fps даже на максималках не возникнет. И раз уж речь зашла о комфорте, нелишне подумать о защите глаз. Ведь их утомляют не только дефицит fps и низкая развёртка, но и мерцание подсветки. Простой способ оценить её качество – это так называемый карандашный тест.

Как его провести? Надо открыть на экране белый объект (сгодится чистая страница в текстовом редакторе) и помахать перед ним карандашом, по очереди меняя яркость – сперва выставить максимальную, затем среднюю, а напоследок приглушить до минимума. Если контуры предмета от движений сливаются в кашу – славно, а если разбиваются на серии чётких очертаний – не очень. Дело в том, что LED-подсветка управляется методом широтно-импульсной модуляции, при которой каждый горизонтальный ряд светодиодов то загорается, то затухает. Уловить ритм мерцания невооружённым взглядом нельзя, но чем он медленнее, тем быстрее устают глаза. Десятки импульсов в секунду представляют проблему, однако тысячи не создадут дискомфорта. Наметили долгие игровые сессии за новеньким ноутом? Не забудьте прихватить в магазин карандаш.
Полезно знать и о других нюансах, от поддержки синхронизации частоты кадров до цветовой температуры. Однако с этим можно не заморачиваться, если брать модель от известного и проверенного бренда. Обычно такие производители проводят необходимую настройку и калибровку экранов ещё на заводе – всё-таки репутация обязывает.

А есть вариант на примете?

В конечном счёте выбор ноутбука по экрану зависит от ваших целей. Для игрового устройства важно отсутствие лишних наворотов, которые стоят кучу денег, но могут не понадобиться на деле. А вот действительно полезные свойства в этом дисплее должны быть на первом месте. Речь и об отображаемой палитре, чтобы была видна красота графики, и о развёртке со скоростью отклика, достаточных для комфортного геймплея, и о современных технологиях, снижающих нагрузку на глаза. Это сочетание, да ещё и с мощной начинкой в корпусе, встретишь нечасто. Но есть модели, разработанные специально для геймеров, – на них и следует ориентироваться прежде всего. Хороший пример из новинок – ROG Zephyrus S GX502.

Лэптоп оснащён 15.6-дюймовым экраном Full HD с частотой обновления 240 Гц и скоростью отклика 3 мс, что делает его удобным для динамичных экшенов, особенно в мультиплеере. О преимуществах IPS мы говорили выше – эти матрицы выдают самую красочную картинку. Вдобавок точность цветопередачи даёт заводская калибровка по сертификату PANTONE Validated. Конечно, этот нюанс важнее для профи, работающих с графикой, но и геймеру приятно знать, что оттенки в игре переданы именно так, как задумали её авторы. Дополнительный, но весомый плюс – синхронизация G-Sync, лучшая на данный момент. Характеристики в самый раз, чтобы без скидок на компактность ноутбука давить чертей в DOOM Eternal или рассекать по прериям Red Dead Redemption 2.
* Партнёрский материал

Какой дисплей лучше всего подходит для гейминга: TN, IPS или VA?

1

В этой статье мы рассмотрим разницу между наиболее широко используемыми типами матриц экранных панелей. Мы сравним характеристики экранов с матрицами IPS, TN и VA, чтобы вы могли выбирать монитор со знанием дела.

Большинство геймеров знают, что представленные на рынке модели мониторов различаются разрешением и размерами экрана, который может иметь глянцевую или матовую поверхность, а также предлагать дополнительный функционал в виде стереоизображения или частоты обновления 144 Гц.

Однако средний пользователь обычно не в курсе, какая технология (тип матрицы) применяется в жидкокристаллической (LCD) экранной панели его монитора. Тип матрицы монитора – это крайне важный параметр, который определяет его производительность, а также насколько хорошо данный монитор подходит для тех или иных задач. Таким образом, зная тип матрицы, вы будете уверены, что выбираете монитор, в наибольшей степени отвечающий вашим игровым потребностям.

На первый взгляд может показаться, что в технологиях экранных панелей легко запутаться, но на самом деле разобраться в основных отличительных особенностях трех вышеупомянутых типов матриц не так уж сложно.

Кроме того, геймерам стоит поближе познакомиться с технологиями экранных панелей еще и затем, чтобы уметь разбираться в умных терминах, которые компании используют в маркетинговых описаниях своих LCD мониторов.

Например, нужно понимать, что означают такие слова, как “время отклика от серого к серому (GtG)” и “контрастность”. Также полезно знать, за что отвечают такие спецификации, как глубина (разрядность) цвета и входная задержка.

В общем, эта статья поможет вам лучше понять, на что следует обращать основное внимание при выборе игрового монитора.

С чем нужно определиться перед выбором типа экранной панели

1. Какую сумму вы готовы потратить на монитор?

Это первый вопрос, на который вы должны сами себе ответить. Потому что, если вы рассчитываете уложиться в $150, вариантов у вас будет гораздо меньше, чем при бюджете в $500.

В частности, если вы собираетесь потратить на монитор не более $150, то, вероятнее всего, вам придется выбрать экран с матрицей TN. Однако это не означает, что, располагая большей суммой, вы должны всячески избегать TN-экранов; это просто означает, что вы можете выбирать из большего разнообразия вариантов.

2. Для чего вы будете использовать этот монитор – для гейминга, разработки графического контента или чего-то еще?

Это важный момент, поскольку назначение монитора по сути является основным фактором, определяющим выбор типа экранной панели. Если монитор вам нужен исключительно для соревновательного гейминга – имеются в виду такие игры, как CS:GO, LoL, COD, Dota 2 и т.п. – можете смело выбирать экран TN с высокой частотой обновления и малым временем отклика, для вас это будет наилучший вариант.

Если же вы играете от случая к случаю, а большую часть времени собираетесь заниматься графическим дизайном, вам есть смысл присмотреться к мониторам с матрицей VA или IPS. В части отклика эти экраны не такие быстрые, как TN, и стоят они при тех же значениях частоты обновления существенно дороже. Однако качество изображения на них заметно выше, чем на TN, поэтому для графического дизайна такие экраны подходят лучше.

3. Вы киберспортсмен или созерцатель продвинутой игровой графики?

Этот вопрос в каком-то смысле повторяет предыдущий, но давайте уточним еще раз. Как уже было сказано, в серьезном соревновательном гейминге, где победу и поражение могут разделять доли секунды, можно пожертвовать красивой картинкой в пользу быстрого отклика. А для этого лучше всего подойдет экран с матрицей TN, обладающий меньшим временем отклика и большей частотой обновления (по крайней мере, при той же цене) по сравнению с экранами IPS и VA.

С другой стороны, если вы не играете в суперсоревновательные игры и хотите в полной мере наслаждаться визуальной составляющей гейминга, лучше выбрать экран с матрицей VA или IPS, поскольку эти технологии обеспечивают более качественную цветопередачу и детализацию изображения.

Разные задачи – разные мониторы

Еще один момент, который нужно себе уяснить, заключается в том, что крайне сложно (если не вовсе невозможно) найти универсальный монитор, идеально подходящий под любые задачи.

Одни мониторы рассчитаны на гейминг, другие – на разработку графического контента. Одни модели устроят геймеров, обращающих внимание на качество изображения, другие подойдут киберспортсменам, заинтересованным в максимально возможной скоростной производительности.

Далее мы рассмотрим различные типы матриц экранных панелей и их ключевые особенности, а также сравним их основные рабочие характеристики, чтобы вам было легче определить, какой тип матрицы вам нужен.

Что представляет собой дисплей с матрицей TN (Twisted Nematic)?

2

Дисплеи с матрицей TN (Twisted Nematic) – это один из наиболее распространенных типов LCD экранов, представленных на рынке сегодня. Их рабочими элементами являются молекулы жидких кристаллов с винтовой структурой, располагающиеся между двумя пластинами поляризованного стекла.

Экраны с матрицей TN преобладают на рынке LCD мониторов по причине дешевизны и простоты их изготовления.

Если вы видите монитор без явных указаний на тип матрицы, то, вероятнее всего, перед вами экран с матрицей TN. Потому что для дисплеев с матрицами IPS и VA производители в большинстве случаев включают тип матрицы в наименование модели, чтобы подчеркнуть данное отличие. Что же касается дисплеев TN, то, в силу их широкой распространенности, производители не считают нужным акцентировать здесь на типе матрице, поскольку это не главный маркетинговый пункт этих моделей.

3

Как уже отмечалось выше, своей популярностью экраны TN обязаны своей низкой себестоимости. Однако они также известны своей способностью к намного более быстрому отклику по сравнению с экранами IPS или VA.

Такой быстрый отклик достигается благодаря способности пикселей этих матриц быстро изменять свое состояние, за счет чего обеспечивается плавная и равномерная динамика движущегося на экране изображения.

Вследствие дешевизны самой технологии TN, эти дисплеи предлагают высокие частоты обновления (функционал, определяющий цену дисплея) по существенно меньшим ценам, чем их высокочастотные аналоги с матрицами IPS или VA. Фактически, очень многие TN-мониторы предлагают частоту обновления экрана 144 Гц.

Недостатки экранов с матрицей TN

4

Технология TN не лишена недостатков. И наиболее существенный из них – слабое качество изображения (по крайней мере, по сравнению с конкурирующими технологиями).

Хотя TN-мониторы достаточно высокого класса способны давать четкую и реалистичную картинку с хорошей контрастностью, они не могут похвастаться широким диапазоном углов обзора.

Максимальные углы обзора экранов TN лежат в пределах 160 градусов по вертикали и 170 градусов по горизонтали: это значительно меньше, чем обеспечивают другие технологии.

А если учесть большие размеры многих современных экранов, то ограниченность углов обзора может заметно сказываться на визуальном опыте тех пользователей, которые сидят прямо перед монитором.

В частности, глаз будет по-разному воспринимать изображение в центральной области экрана и на периферии, поскольку оттенки цветов передаются по-разному – в зависимости от направления взгляда на соответствующий участок экрана. Один и тот же оттенок в верхней части экрана может выглядеть более темным, а в нижней – более светлым.

Это ухудшает равномерность и точность цветопередачи TN-экранов в сравнении с экранами IPS и VA, и, фактически, делает этот тип матрицы менее подходящим не только для работы с цветным изображением, как то – редактирование фото и дизайн, но даже для гейминга с упором на зрелищность.

Что представляет собой дисплей с матрицей IPS (In-Plane Switching)?

5

В матрицах IPS молекулы жидких кристаллов при переключениях напряжения все время остаются параллельными плоскости экрана (In-Plane Switching). Эта технология была разработана с целью устранения недостатков матриц TN в части качества изображения.

Основные достоинства экранов IPS, подчеркиваемые производителями и продавцами: равномерность и исключительная (по сравнению с другими LCD технологиями) точность цветопередачи в широком диапазоне углов обзора. Каждый оттенок сохраняет свою уникальность и различимость независимо от своего местоположения на экране.

Благодаря этому экраны IPS являются идеальным решением для разработчиков графического контента, а также для тех геймеров, которым важна визуальная составляющая игры (но которые при этом готовы пожертвовать сверхбыстрым откликом).

Самый существенный недостаток дисплеев с матрицей IPS – паразитное свечение экрана при отображении темного контента, которое становится заметнее при взгляде на монитор с крайних углов обзора.

Что представляет собой дисплей с матрицей VA (Vertical Alignment)?

6

Матрицы с вертикальным выравниванием жидких кристаллов VA (Vertical Alignment) работают по похожему принципу с матрицами TN и изготавливаются по сходной технологии, но при этом обеспечивают лучшее по сравнению с TN качество изображения.

Возможно, самый большой плюс матриц VA – способность блокировать нежелательный свет от светодиодной подсветки экрана. Результатом этого является лучшая контрастность и большая глубина черного, которые в несколько раз превосходят соответствующие характеристики LCD экранов других типов.

Продвинутые пользователи уже догадались, что речь идет о такой проблеме LCD мониторов, как подсветка темного фона. Когда LCD монитор должен отображать черный цвет, цветовой фильтр все-таки пропускает очень малое количество света от светодиодной подсветки экрана. Хотя эти фильтры в целом выполняют свои функции, местами они несовершенны, в результате чего черный цвет получается не таким глубоким, каким он должен был быть.

А экраны VA с этой задачей справляются великолепно. И благодаря тому, что они лишены такого недостатка, как неравномерная подсветка фона по краям экрана, эти дисплеи часто рассматриваются как идеальное решение для просмотра фильмов и оптимальный вариант для задач общей практики.

Экраны VA также отличаются улучшенными углами обзора и хорошей цветопередачей. Это делает их подходящим решением для работы с цветным графическим контентом и для спокойного гейминга, позволяющего насладиться качеством изображения.

Существенный недостаток матриц VA – сравнительно медленный отклик, обусловленный большим временем перехода пикселей из одного состояния в другое. В играх это может приводить к заметному глазу размыванию контуров движущихся объектов.

К счастью, в современных экранных панелях с матрицей VA используется технология ускорения пикселей (superior pixel overdrive), которая позволяет улучшить время отклика VA-дисплея.

Что касается цены, то экраны VA стоят дороже экранов TN, почти наравне с экранами IPS.

Сравнение углов обзора: VA vs. IPS vs. TN

7

IPS vs. TN: общее качество изображения против общей производительности

Однозначно сказать, какой LCD монитор лучше – TN или IPS – довольно сложно. Потому что каждый их этих типов дисплеев имеет и сильные, и слабые стороны.

Давайте сравним эти два типа экранных матриц по ряду ключевых характеристик.

Время отклика

Экраны TN обладают потрясающе быстрым откликом – время отклика у них может составлять всего 1 миллисекунду.

Благодаря своему сверхбыстрому отклику экраны TN отлично подходят киберспортсменам, для которых решающее значение могут иметь доли секунды. (Хотя идет ли здесь речь о миллисекундах – спорный вопрос, поскольку считается, что человеческий мозг способен обрабатывать около 25 кадров в секунду.) Время отклика большинства мониторов с матрицами TN, если не брать в расчет самые высококлассные модели, составляет от 2 до 5 мс. За эти значения геймеры и любят TN-мониторы, которые идеально подходят для динамичных соревновательных игр.

Что касается экранов IPS, то отклик у них по сравнению с TN довольно вялый. Однако есть и хорошая новость – мониторы с технологией IPS с каждым новым поколением совершенствуются в части отклика.

Углы обзора

Экраны IPS пользуются популярностью за свои превосходные углы обзора. Они не изменяют оттенки цветов при взгляде на экран под углом, отличным от прямого, что является основной проблемой типовых экранов с матрицей TN.

Ограниченность углов обзора, особенно при изменении направления взгляда по вертикали – очевидный недостаток TN-экранов, проявляющийся в визуальном нарушении точности цветопередачи, если смотреть на экран не перпендикулярно его плоскости. При взгляде на экран TN с острого угла сверху или снизу цвета могут измениться настолько сильно, что окажутся на другой половине спектра.

Разрешение

Если ваша цель – высокое разрешение, то ваш вариант – скорее IPS, чем TN. Потому что мониторы с высоким разрешением обычно стоят дороже, и, если уж вы платите приличные деньги за UHD монитор, то с высокой вероятностью автоматом получите и экранную панель, наилучшим образом приспособленную для отображения контента с общим высоким качеством визуализации.

Но, конечно, если вам нужно сбалансированное решение по таким параметрам, как высокое разрешение и малое время отклика, вы можете частично пожертвовать качеством изображения и подобрать себе быстрый монитор с высоким разрешением на матрице TN.

IPS vs. VA: общее качество изображения против сбалансированного предложения

И матрицы VA, и матрицы IPS сегодня широко используются в экранах ЖК телевизоров со светодиодной подсветкой. Но, хотя обе технологии представляют типы жидкокристаллических экранов, по ряду характеристик эти типы экранов существенно различаются. К этим характеристикам относятся: контрастность, углы обзора, время отклика и равномерность черного фона.

Время отклика

Когда дело касается углов обзора, безусловным победителем становится экран IPS. Как уже отмечалось, матрица IPS обеспечивает широкие диапазоны углов обзора во всех направлениях без заметных потерь в качестве изображения.

Экраны VA при взгляде на них с острого угла (20 градусов и менее) демонстрируют заметную деградацию качества изображения, выражающуюся в резком снижении насыщенности цветов.

Контрастность

Когда речь заходит о контрастности, экраны VA восстанавливают свое реноме. Как вам, вероятно, уже известно, контрастность является одним из важнейших факторов, обусловливающих качество изображения. И в части контрастности экраны VA превосходят IPS.

При отображении затененных сцен черные объекты или тени на экране IPS будут выглядеть сероватыми, портя общее впечатление. У экранов VA контрастность обычно лежит в диапазоне от 3000:1 до 6000:1, тогда как у типовых IPS-экранов контрастность составляет примерно 1000:1.

Таким образом, здесь явным победителем становится экран VA.

Время отклика

Ни VA, ни IPS не будет идеальным решением, если вам нужен монитор именно с быстрым откликом. Однако из этих двух типов современные экраны VA в части отклика немного быстрее IPS.

TN vs. VA: общая производительность против сбалансированного предложения

Время отклика

Как уже было сказано выше, в части времени отклика королями являются экраны TN.

С другой стороны, технология VA разрабатывалась специально с целью компенсации недостатков как матриц TN, так и IPS. Поэтому отклик у экранов VA все-таки немного быстрее, чем у IPS, но в то же время значительно медленнее, чем у TN.

Углы обзора

Однако в части углов обзора экраны VA обладают заметно лучшими характеристиками по сравнению с TN.

В ходе своей эволюции технология TN также получила ряд усовершенствований, позволяющих использовать ее в бюджетных мониторах, более-менее подходящих для работы с цветным контентом, в частности, для редактирования фото, но даже при наличии этих усовершенствований монитор с матрицей TN – далеко не идеальный вариант для подобного рода задач.

Общее визуальное впечатление

В целом экраны с матрицей VA дают лучшее визуальное впечатление по сравнению с TN благодаря таким характеристикам, как возможность обеспечения 8-разрядной глубины цвета и более широкий диапазон углов обзора. Они также предлагают более равномерный черный фон и более высокую контрастность, чем у экранов с матрицей TN.

Однако, на мой взгляд, выбор между матрицей TN и матрицей VA по существу близок к выбору между TN и IPS: для соревновательного гейминга выбирайте TN, а для гейминга с качеством изображения как в кино – VA.

Так какой же монитор будет лучшим?

Выбор типа матрицы зависит от ваших приоритетов.

Для соревновательного гейминга нет ничего лучше монитора с матрицей TN. Экраны TN уступают другим в качестве изображения, имеют меньшую контрастность и ограниченный диапазон углов обзора, но при этом обладают наименьшим среди всех временем отклика, то есть они самые быстрые.

Однако если в процессе игры вы хотите в полной мере наслаждаться четким изображением с реалистичной цветопередачей и высокой детализацией, тогда ваш вариант – монитор с матрицей IPS. Экраны IPS отличаются превосходной цветопередачей, демонстрируют широкий диапазон углов обзора и являются наилучшим решением для художников-разработчиков графического контента.

Компромиссное решение – монитор с матрицей VA. Эти мониторы предлагают хорошую точность цветопередачи и достаточно широкий диапазон углов обзора – почти на уровне IPS. По времени отклика они занимают среднее положение – медленнее, чем TN, но быстрее, чем IPS. Таким образом, если вам нужен максимально сбалансированный монитор, ваш вариант – монитор с матрицей VA.

Но среди серьезных геймеров самой популярной опцией по сей день являются мониторы с матрицей TN – как наиболее быстрые и к тому же наиболее доступные.

В конечном счете, ваш выбор определяется тем, какие аспекты игрового опыта вы ставите во главу угла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *