Многие носят с собой гаджеты, на которых слушают музыку. Но вряд ли многие задумываются над форматом записанной музыки - а от него зависит многое, начиная от качества звука и заканчивая количеством композиций, которые могут поместиться на вашем плеере или мобильном телефоне.
В каком формате слушать и записывать музыку

Только представьте: вы тратите целых 15 долларов на покупку целого CD, услышав одну песню из него по радио. Еще хуже, если эта песня окажется единственной стоящей композицией на диске вообще.

Эта проблема не касается тех, кто покупает музыку в онлайн-магазинах, где можно выбрать и скачать только одну композицию. Несмотря на то что люди слушают музыку везде и всегда, именно сейчас покупать целый альбом не имеет смысла почти никогда. Мы живем в мире, когда один трек имеет больше значения, чем весь альбом.

Если вы любите музыку и у вас есть компьютер, то вы можете ее получать через Интернет. Главные преимущества цифровых форматов - это их доступность и мобильность. Программы для сжатия аудиоданных расширяют эти возможности еще больше: можно запихать всю свою коллекцию в один карманный плеер и включать случайное воспроизведение.

Эта статья с портала TechConnect посвящена самым распространенным музыкальным форматам - FLAC, МРЗ, ААС и WMA. Сайт «Руформатор» представляет ее перевод.

На сайте rosetka.net Вы сможете заказать частного электрика, который быстро и качественно выполнит любые электромонтажные работы в квартирах или на дачах.

Краткое описание форматов

МРЗ. Если вы любите слушать музыку на компьютере, то, без сомнения, знакомы с этим форматом. Большинство людей не знают про него ничего,*роме того, что «в нем хранится музыка на компьютере». Вкратце можно сказать, что формат МРЗ (MPEG-1 Layer 3) - это один из форматов цифрового сжатия музыкальных файлов с потерей качества. Разрабатывался он в девяностые именно с целью максимально уменьшить размер файла, что достигается с помощью вырезания части аудиоданных, которые не может услышать среднестатистическое человеческое ухо. Файл в формате МРЗ может быть сохранен с разными настройками в зависимости от размера и качества данных. Но главное - это формат с потерями качества звука.

WMA. Второй по популярности формат сжатия с потерей качества жив до сих пор благодаря агрессивной маркетинговой политике Microsoft. Аббревиатура WMA (Windows Media Audio) отсылает нас ко временам его создания, когда редмондовцы предприняли попытку создать своего конкурента МРЗ. WMA на самом деле - это набор из кодеков Microsoft (WMA Pro, WMA Lossless и WMA Voice). Очень многие гаджеты сейчас совместимы с WMA наравне с МРЗ, cWMA совместимо даже не сертифицированное Microsoft оборудование, не говоря уже об автомобильных плеерах, телефонах, DVD-проигрывателях и т.д. Даже Sony PSP может воспроизводить WMA (версия 2.60 и выше). Впрочем, хотя Microsoft и утверждает, что обеспечивает «качество на уровне МРЗ всего лишь на половинном битрейте оного», на самом деле это не так. Более реалистичная картина - то же качество с битрейтом на 25% меньше, чем у МРЗ, да и то даже такую цифру можно отнести только к битрейтам низкого уровня. Файлы WMA могут быть защищены с помощью стандарта защиты DRM, и таковыми они являются преимущественно будучи загруженными с различных онлайн-сервисов - смысл защиты заключается в том, что файлы перестают воспроизводиться по истечении срока «подписки» на него или же при копировании на другое устройство.

ААС. Этот формат был разработан группой MPEG, включающей такие компании, как Dolby, Fraunhofer (FhG), AT&T, Sony и Nokia, которые участвовали в разработке форматов МРЗ и АС-3 (последний известен под названием Dolby Digital). Формат ААС очень положительно воспринимается рынком, и особенно коммерческим - например, вся музыка в iTunes Store продается в формате ААС для использования на настольном компьютере или iPod. Самый большой миф, связанный с этим форматом - то, что он принадлежит Apple. Вызвано это, по всей видимости, тем, что Apple использует его систему защиты для продажи на iTunes. Впрочем, теперь в этом магазине файлы свободны от пут DRM, так что ограничений больше нет - правда, это не влияет на стойкость мифа о проприетарности данного формата со стороны Apple. Это не соответствует действительности, что подтверждает хотя бы тот факт, что музыкальные файлы, продающиеся в iTunes, спокойно воспроизводятся на Microsoft Zune, Sony PSP, прочих консолях, а также на мобильных телефонах и КПК. Ну и причем тут Apple?

FLAC. Расшифровывается как Free Lossless Audio Codec, самый популярный ныне метод сжатия, сохраняющий оригинальное качество звука при уменьшении размера файла. Формат основан на открытом исходном коде, использует файлы в формате WAV, в который они копируются с компакт-дисков, и уменьшает занимаемую ими площадь как можно больше. В отличие от МРЗ, который все-таки вынуждает идти на компромисс в отношении качества звука, FLAC этого не дает, сохраняя детальность звуковой картины и снижая первоначальный размер файла до 30-60% без потерь в качестве - это и есть основное отличие FLAC от МРЗ.

Еще одно преимущество FLAC - очень быстрое кодирование даже на слабых машинах. Спецификация позволяет формату быть устойчивым к ошибкам оригинальных дорожек, то есть если поврежден только один фрагмент, весь поток загублен не будет (в отличие от других форматов). Следующее преимущество - способность обрабатывать^аже восьмиканальные аудиофайлы для сохранения объемного звука. FLAC является идеальным форматом для хранения музыки с компакт-дисков, так как впоследствии она может быть записана на такой же диск без потери качества. FLAC также поддерживает технологию ReplayGain, которая обеспечивает воспроизведение звуковых файлов с тем же уровнем звука, с которым они были записаны в студии. Самый главный недостаток FLAC - размер файла, степень сжатия которого куда меньше, чем у всех остальных кодеков. Тем не менее этот формат - идеальный компромисс для всех меломанов. Поддерживают данные форматы пока не все портативные устройства (в отличие от МРЗ и WMA), но с учетом его все большего распространения, устранение сего досадного недостатка - дело ближайшего будущего.

Проверка фактов

Для проверки просто сделаем рип одного трека с компакт-диска в несжатом виде, а затем проведем компрессию в идентичных условиях для каждого из форматов (например, с битрейтом в 192 Кб/с). Используемая программа - Switch Plus audio file converter, для PC и Mac, она является мультиконвертером из одного формата в другой и при этом очень проста в использовании. Конвертируемый трек носит имя Uprising, с альбома The Resistance группы Muse. Его длительность - 5 минут 3 секунды. Несжатый файл занимает 50,94 МБ на жестком диске.

На графике выше вы видите время в секундах, которое потребовалось для сжатия в каждом из четырех форматов. Преимущество FLAC очевидно, так как компрессия в данном случае минимальна. Сюрпризом оказалось время, потраченное на сжатие в ААС: почти полминуты. МРЗ и WMA идут практически вровень (screen 1).

Конечно, для портативной техники имеет большое значение размер файлов: FLAC, может быть, и качественный, но по следующему графику вы видите, за счет чего это достигается. Почти 35 МБ, с учетом того, что все остальные форматы «съели» пространства в 10 раз меньше (screen 2).

Но самое главное: а кто же звучит лучше? Вполне очевидно, что лучшее качество дает FLAC (по субъективным ощущениям), это как небо и земля по сравнению с остальными. В остальном можно сказать, что WMA звучал «теплее», МРЗ был весьма плоским и вообще звучал не очень, а ААС по звучанию сравнился с WMA, только места занимал чуть меньше.

Выводы

При выборе кодека вам следует для начала определиться с тем, что для вас важнее. Совместимость? Качество? Воспроизведение на конкретном мобильном устройстве? Нет хороших или плохих форматов, есть личный выбор и принцип «каждому по потребностям». Если вы раньше не покупали цифровую музыку, то рекомендуем вам обратить на ее формат самое пристальное внимание. Это позволит определить, что именно из ваших устройств «поймет» его, и что вы сможете с этим файлом сделать. Разумеется, идеальный с точки зрения совместимости формат - МРЗ. И если вы не услышите разницы в качестве (а на обычной технике его почти никто и не слышит, говоря по правде), то остановиться удобнее всего именно на нем. МРЗ совместим сегодня практически со всей техникой. Если же вы хотите наиболее чистый и «натуральный» звук - выбирайте FLAC. Если же вас не волнует качество звука вообще, то и все остальные форматы должны подойти.

Конечно, на сегодняшний день эти четыре формата лидируют, но кто знает, что изобретут завтра? Музыкальные корпорации собираются вывести на рынок еще один новый формат под названием СМХ в самое ближайшее время, и он должен дать пользователям куда больше, чем просто музыку. Он будет включать в себя слова песен, обложки и различные другие «прибамбасы». Вопрос в другом - а оно нам надо?